|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18
Отношение Блока к балагану было двойственное. Он разделяет с символистско-мирискусническими кругами представление о балагане как низком, вульгарном площадном театре («Мы силой рабских дерзновений превратим мир в балаган»); и тогда балаган — это низменное и рискованное дурачество, фарс, осмеивающий человеческие ценности:
Потеха! Рокочет труба, Кривляются белые рожи... Кругом — возрастающий крик, Свистки и нечистые речи...1.
|
Портрет Ф.И. Шаляпина. Фрагмент.
|
С другой стороны, балаган — это театр народа, и народ в представлении Блока— единственная сила, способная преодолеть всеобщее омертвение и разложение в буржуазном обществе. Народ — это сила истории, «гармония», которую поэт противопоставляет «хаосу» современной жизни, балаган взрывает ее неистинность. В балагане, народном театре видел Блок начало нравственного здоровья и молодости: «В объятиях шута и балагана мир похорошеет, станет молодым».
В народной театральной стихии, справедливо считал Блок, заключены начала истинности, правды, созидания; через театр они приходят в мир, и народный актер — их глашатай:
Актеры, правьте ремесло, Чтобы от истины ходячей Всем стало больно и светло!2. В общении с творческой душой народа приобретает художник силу, позволяющую ему преодолеть все суетное, неживое, неистинное, с чем встречается он в мире. И только тогда творчество художника истинно, когда, как говорил Пушкин, оно «любезно народу». И Блок писал:
В тайник души проникла плесень, Но надо плакать, петь, идти, Чтоб в рай моих заморских песен Открылись торные пути3.
>Балаганный театр, как это хорошо знали Блок и Кустодиев, хранил и развивал традиции древнего народного театра. Он обладал своеобразным, родным народу языком, в котором была свобода и раскованность, рождавшие возможность импровизации, особой контактности со зрителем, злободневность, сосуществующая с традиционной устойчивостью образов и ситуаций. Они отточены временем и являются как бы определенной театральной формулой, понятной народному зрителю, который удовлетворяет в балагане и свою потребность в социальной сатире и в романтическом идеале.
Специфика балаганного театра рождала возможность той амбивалентности, которая так мастерски использована Блоком, превращавшим воспеваемую символистами Смерть («Балаганчик») в девушку из простонародья, а плясунью в мечту поэта, русскую сектантку и даже комету («Песнь судьбы»).
И Блок, и Кустодиев в совершенстве владели искусством балаганной комедии и знали язык балагана, но их «балаганность» не равноценна. Блок обращается в своем творчестве к европейскому народному театру, Кустодиев, верный своей русской музе, — к русскому балагану. Блок вдохновлялся народным итальянским театром масок. Арлекин, Коломбина, Пьеро пришли в искусство поэта оттуда. В блоковском «Балаганчике», поставленном Мейерхольдом и оформленном Сапуновым, традиционные для театра масок образы и ситуации «привиты» к образности русских символистов, это сочетание традиционности и заостренной злободневности создают «эффект развенчания», когда вселенские мистические видения символистов низводятся до уличного представления.
1 Блок А. Собр. соч. Т. 2. С. 66. 2 Там же. С. 123. 3 Там же.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18 |