Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Отношение Блока к балагану было двойственное. Он разделяет с символистско-мирискусническими кругами представление о балагане как низком, вульгарном площадном театре («Мы силой рабских дерзновений превратим мир в балаган»); и тогда балаган — это низменное и рискованное дурачество, фарс, осмеивающий человеческие ценности:

Потеха!
Рокочет труба,
Кривляются белые рожи...
Кругом — возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи...1.

Портрет Ф.И. Шаляпина (фрагмент)
Портрет Ф.И. Шаляпина. Фрагмент.

С другой стороны, балаган — это театр народа, и народ в представлении Блока— единственная сила, способная преодолеть всеобщее омертвение и разложение в буржуазном обществе. Народ — это сила истории, «гармония», которую поэт противопоставляет «хаосу» современной жизни, балаган взрывает ее неистинность. В балагане, народном театре видел Блок начало нравственного здоровья и молодости: «В объятиях шута и балагана мир похорошеет, станет молодым».

В народной театральной стихии, справедливо считал Блок, заключены начала истинности, правды, созидания; через театр они приходят в мир, и народный актер — их глашатай:

Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!2.

В общении с творческой душой народа приобретает художник силу, позволяющую ему преодолеть все суетное, неживое, неистинное, с чем встречается он в мире. И только тогда творчество художника истинно, когда, как говорил Пушкин, оно «любезно народу». И Блок писал:

В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути3.

>Балаганный театр, как это хорошо знали Блок и Кустодиев, хранил и развивал традиции древнего народного театра. Он обладал своеобразным, родным народу языком, в котором была свобода и раскованность, рождавшие возможность импровизации, особой контактности со зрителем, злободневность, сосуществующая с традиционной устойчивостью образов и ситуаций. Они отточены временем и являются как бы определенной театральной формулой, понятной народному зрителю, который удовлетворяет в балагане и свою потребность в социальной сатире и в романтическом идеале.

Специфика балаганного театра рождала возможность той амбивалентности, которая так мастерски использована Блоком, превращавшим воспеваемую символистами Смерть («Балаганчик») в девушку из простонародья, а плясунью в мечту поэта, русскую сектантку и даже комету («Песнь судьбы»).

И Блок, и Кустодиев в совершенстве владели искусством балаганной комедии и знали язык балагана, но их «балаганность» не равноценна. Блок обращается в своем творчестве к европейскому народному театру, Кустодиев, верный своей русской музе, — к русскому балагану. Блок вдохновлялся народным итальянским театром масок. Арлекин, Коломбина, Пьеро пришли в искусство поэта оттуда. В блоковском «Балаганчике», поставленном Мейерхольдом и оформленном Сапуновым, традиционные для театра масок образы и ситуации «привиты» к образности русских символистов, это сочетание традиционности и заостренной злободневности создают «эффект развенчания», когда вселенские мистические видения символистов низводятся до уличного представления.


1 Блок А. Собр. соч. Т. 2. С. 66.
2 Там же. С. 123.
3 Там же.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»