Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Промышленная, заводская тема занимала свое место и у Кустодиева, но только в раннем его творчестве, в 1905 — 1906 годах в связи с революционными событиями первой русской революции («Митинг на Путиловском заводе», «Празднование 1 Мая на Путиловском заводе»). Тогда Блок написал свой «Митинг» (цикл «Город»), и его оратор — «он говорил умно и резко... » — так похож на «Оратора» Кустодиева. Но если тема фабричного города навсегда остается в творчестве Блока— города нищего фабричного люда, города «сытых» и «нищих», города кабаков и ресторанов, города проституток и котелков, то Кустодиев, увлеченный русской провинцией, больше не вернется к изображению большого города, к фабричной теме. И хотя жил он в одном городе с Блоком — в Петербурге, он как бы не замечал и не всматривался в него, его душа рвалась на Волгу, в провинцию, где нет грязи, суеты; где люди проще и сердечнее; где нет одиночества, на которое обречен человек в городе, нет тоски и скуки. «Ночь, улица, фонарь, аптека» и «Крендель булочной» у Блока — символ ограниченности стремлений горожанина, их вульгарности и низменности, у Кустодиева трактуется как символ богатства, мирной и сытой жизни.

«Крендель булочной» несомненно вошел в творчество Кустодиева от Блока, он вчитывался в Блока не только как человек, увлеченный поэзией и ею вдохновленный, но как художник, близкий ему своими главными устремлениями, об этом свидетельствуют и другие параллели. Вот кустодиевские «Праздники в деревне» (1907, 1910, 1914) с щеголями-гармонистами — сельскими кавалерами, нарядными девушками в ситцевых платьях и разноцветных платочках; а вот блоковская «Фаина»:

Гармоника, гармоника!
Эй, пой, визжи и жги!
Эй, желтенькие лютики,
Весенние цветки!
...руки вскинула,
В широкий пляс пошла...1. Эти стихи написаны в тот же год, когда был создан кустодиевский «Праздник» (1907):«...там с посвистом да присвистом гуляют до зари...» Здесь близость к Кустодиеву не только тематичеекая — в содержании и образах, но и интонационная — ритмом лихой деревенской пляски.

А вот такая неожиданная по настроению кустодиевская «Осень» («Над городом», 1918) с печалью и внутренним опустошением — то ли расстающиеся, то ли готовые расстаться мужчина и женщина на переднем плане, за ними панорама города в сине-голубой дымке (вариант этой темы «На Воробьевых горах», 1919). Это так напоминает блоковское:



Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку в дали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли...2.

Прекрасная задумчивая кустодиевская осень («В парке», 1917) с золотом увядающих листьев и с какой-то особенной прозрачностью воздуха, а вот блоковское:

Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух
дивно чист...3.

Сравним «Нищего, распевающего псалмы» в «Осенней воле» (1905) и «Странника» из серии акварелей «Русские типы» (1920). Вспомним палящее зноем раскаленное солнце в «Жатве» Кустодиева и блоковский гимн солнцу из цикла «Город»:

Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, —
Наши гимны, и песни...4.

Кустодиевское «Лето» (1918) своим покоем, своей широтой и привольем как бы отвечает мечте раннего Блока:

Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне5.



Вчитаемся в блоковские стихи «На улице дождик и слякоть»:

Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар;
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!..6.

Здесь все кустодиевское: и сам сюжет чаепития, и «верность старинному чину» — обряду, традиции,— и стремление к покою и тишине, гармонии («чтобы жить не спеша»), утерянным в суете большого города.

Это стихотворение могло возникнуть у Блока под впечатлением картины Кустодиева «Чаепитие», она была написана за два года до блоковских строк — в 1913 году. Картина экспонировалась на выставке «Мира искусства» в Петербурге и Москве, в том же году воспроизведена в журналах «Солнце России» и «Свободный журнал», в газете «Новое время». И даже была издана цветной открыткой в Петербурге. Блок, как известно, собиравший репродукции и открытки с произведений старых и современных мастеров, мог приобрести эту открытку и задуматься над ней. Стихи Блока так вобрали в себя характерные черты творчества Кустодиева, что могли бы быть поэтической формулой написанных позже кустодиевских чаепитий: «Московский трактир», «Купчиха за чаем» (1918, 1920, 1923), «Осень в провинции» (1926).

Купчиха (фрагмент)
Купчиха. Фрагмент.


1 Блок А. Собр. соч. Т. 2. С. 280.
2 Блок А. Собр. соч. Т. 1. С. 26.
3 Там же. С. 34.
4 Блок А. Собр. соч. Т. 2. С. 162.
5 Блок А. Собр. соч. Т. 1. С. 9.
6Блок А. Собр. соч. Т. 3. С. 155.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»