Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Как бы подтверждая параллель «Блок — Кустодиев», оба женятся в 1903 году, оба горячо встречают революционные события 1905 года: Кустодиев создает свой «Олимп», Блок идет с флагом впереди демонстрации, оба очень тяжело переживают реакцию, наступившую после революции. В 1907 году Блок пишет о том, что «реакция, которую выпало нам на долю пережить, закрыла от нас лицо проснувшейся было жизни... на улицах — ветер, проститутки мерзнут, люди голодают, их вешают, а в стране „реакция"». У Кустодиева с ней были связаны годы неверия в себя, разочарования в собственном творчестве. Блок и Кустодиев участвуют в журнале «Золотое руно» — один в литературно-критическом отделе, другой в художественном (1907). Кустодиев и Блок связаны (недолго) с «Сатириконом», «Аполлоном», там в 1910 году выходят стихи Блока и помещена первая серьезная статья о Кустодиеве А. Ростиславова; печатаются Кустодиев и Блок в журналах «Нива» и «Солнце России» (Кустодиев — 1913, №48; Блок — 1916, № 6,7). В 1909 году оба независимо друг от друга едут за границу и, восхищаясь шедеврами западноевропейского искусства, тоскуют по родине. В 1911 году Блок живет в Бретани, Кустодиев отдыхает там с семьей в 1913 году. Поэт и художник посещают Московский Художественный театр. Поэту был близок здоровый реализм Станиславского. «Мы счастливые люди— у нас есть Ваш театр. После Москвы я приехал с огромной жаждой работать»1, — вспоминает Кустодиев.

С Московским Художественным театром Кустодиев был связан творчески, он ставил там «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина в 1914 году, был хорошо знаком со Станиславским и ценил, любил его, рисовал актеров МХТ: Качалова, Москвина, Немировича-Данченко, Александрова, Бутову. Работа в театре была не только счастливым временем в жизни Кустодиева, но она его вывела из той тоски, недовольства собой, депрессии, в которой он находился в годы реакции.

В 1917 году Блок, стенографируя отчеты отдела Чрезвычайной следственной комиссии, воочию мог убедиться в справедливости злых и неподкупных характеристик кустодиевского «Олимпа». И когда свершилась Октябрьская революция, и Блок и Кустодиев были в числе тех, кто приветствовал ее и кто связал с ней свою жизнь.

После революции Блок был в дирекции Большого драматического театра, заведовал репертуарным отделом, Кустодиев тоже пришел в этот театр, оформлял там «Блоху» (режиссер Н. Монахов), но уже после смерти Блока в 1926 году. Параллель последняя. После революции значительная часть творческой интеллигенции, с которой Кустодиев и Блок встречались в «Мире искусства», «Золотом руне», «Весах» и «Сатириконе», то есть те, кто создавал творческую атмосферу, в которой жили и работали оба мастера, эмигрировала. Кустодиев и Блок не смогли покинуть родину. Вместе с ней они голодали и мерзли; больному Кустодиеву, прикованному к креслу, было особенно тяжело, он писал свои радостные полотна в темной петроградской квартире, в холодной, почти не прогревающейся железной печуркой мастерской. У Блока была цинга, тяжелое нервное истощение...

Скончались они оба в 1920-х годах — Блок в 1921, Кустодиев на шесть лет пережил его. И так закономерно потом назвали жизнь обоих мастеров подвигом. Г. Верейский написал опубликованную в 1958 году статью о Кустодиеве, названную «Подвиг художника», а Б. Соловьев книгу-исследование о Блоке «Поэт и его подвиг». Они действительно великие подвижники искусства.

Все, о чем пока говорилось, касалось, так сказать, внешнего рисунка, контура жизни художника и поэта. Не менее важны параллели, касающиеся внутренних, глубинных процессов творчества обоих мастеров. Они развивались различно, но в одной среде, в одном отрезке русской истории и имели одну незыблемую основу — фундамент искусства,— позволяющую проводить параллели их творчества. Это народность, гражданственность, реализм. Пришли Блок и Кустодиев к этому разными путями. Художник, выросший на плодотворной почве передвижничества, воспринял это как традицию и как единственный путь в искусстве. Блок шел к этому всю жизнь, отталкивая от себя то, чему был предан в юности, что сформировало его раннее творчество.

Мужая, отрывал он от себя индивидуализм, мистику, эстетство — наросты декадентства и символизма, расставаясь с теми, кто когда-то был дорог ему. Рыцарь «Прекрасной Дамы», он начинает понимать, что есть служение более высокое — своему народу и отчизне, служение Революции, что художника формирует не только его собственная душа, но и душа его народа и что у художника есть не только права, но и «долг», как рано начинает называть свою художническую обязанность поэт. Уже в 1906 году он пишет об «отзывчивости на вопросы современности» («Краски и слова», 1905), которую должен воспитывать в себе художник, о необходимости «полезности художественных произведений» («Три вопроса», 1908). И когда символисты уходили в дебри индивидуализма, когда мирискусники провозглашали «искусство для искусства», Блок писал о должном и недолжном в искусстве.

Он писал, что только этим различаются подлинное и поддельное, вечное и невечное, святое и кощунственное и что проход между Сциллой прекрасного и Харибдой должного прибивается к Харибде должного.

К.П. Победоносцев (Шарж)
К.П. Победоносцев. Шарж.

Сознание творческого долга, «полезности» своего искусства и «долга» жизни («Признаю тебя, жизнь, принимаю...») были тем щитом, с которым вышел поэт на борьбу со всем тем, что было «не должным», «не жизнью».


1 Б.М. Кустодиев. С. 87.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»