Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Параллели

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Они разные. Каждый из них имел свой путь в искусстве. Но дороги их не просто сближались время от времени, а являли собой некую параллель. И не столько фактами жизни и творчества, сколько самой духовной сутью, генным, русским родством обоих мастеров.

Там, где художники могли бы встретиться, они не встретились — ранний «Мир искусства». Но именно «Мир искусства» и явился пробным камнем, который обнаружил их будущее родство.

«Мир искусства» возник в 1898 году, это было время молодости обоих мастеров. «Мир искусства» организовывал выставки, на которые стремился попасть весь интеллигентный Петербург, выпускал дорогой, рассчитанный на интеллектуалов журнал. И Блок, и Кустодиев пережили увлечение «Миром искусства» — там все было ново и необычно. Может быть, они даже и встречались на выставках, не зная и не предугадывая своего будущего родства. Блок был принят в «Мире искусства», Кустодиев им не замечен.

Групповой портрет художников Мира искусства (эскиз)
Групповой портрет художников общества "Мир искусства".

Юный Блок, аристократ духа и крови, прекрасный и вдохновенный, как античный бог, будто бы попал на нашу грешную землю с небес, и все казалось ему здесь чужим и странным. На этой земле ему по существу близок был в искусстве один человек — Владимир Соловьев как единомышленник, родственная душа. В. Соловьев с его мистицизмом, провиденциальностью, неоплатонизмом отвечал более всего творческим запросам Блока. Учение Соловьева о Мировой душе, предчувствие грядущих катаклизмов мира было сродни «вещей» душе Блока. Его ранние стихи навеяны библейскими сказаниями — Экклезиастом и Апокалипсисом, средневековой рыцарской поэзией, и культ «Прекрасной Дамы» Блок исповедует настолько всерьез, что его молодая розовощекая жена («девушка розовой калитки») испытывает долгое смущение и даже раздражение. «Такому» Блоку открылись двери в «Мир искусства», как только он к ним приблизился. Его замечают там: Д. Мережковский читает ему главу из новой своей книги «Петр I и Алексей», Гиппиус («женщина, безумная гордячка») вступает с ним в переписку. Свобода творчества, провозглашаемая лидерами журнала в противовес передвижнической идейности, кажется там молодому Блоку тайной, которая для него — синоним прекрасного. Правда, его ориентиры в современном русском искусстве еще достаточно традиционны — побывав в Третьяковской галерее во время своего приезда в Москву, он отмечает Васнецова — «Иван Царевич на Сером волке», Репина — «Иван Грозный и сын его Иван», Левитана (Васнецов, Левитан в первых номерах журнала «Мир искусства» оценивались как «свои»), Нестеров кажется ему декадентом, настоящее же родство его с Врубелем. Это родство навсегда.

В 1910 году Блок писал о том, что с Врубелем он связан жизненно. И когда художник умер, Блок написал о нем взволнованный некролог.

В «Мире искусства» Блок посещает собрания общества, знакомится с художниками-мирискусниками, некоторые из них становятся его приятелями и иллюстраторами его стихов (Бакст, Сомов, Добужинский); в пятом номере «Мира искусства» за 1902 год и сам Блок выступает с письмом А. Белому, которое является ответом на статью последнего «Формы искусства». И тем не менее Блок не «весь» там, «Мир искусства» не совпадает с его душевными параметрами. "Мир искусства" приглашает меня на свои журфиксы, но я был только на одном, где нашел много знаменитостей из художников и литераторов и „дух светский" без отношения к моему „духовному", внутреннему, все больше опознаваемому», — пишет поэт отцу 29 ноября 1903 года.

Его «внутреннее» познается вне «Мира искусства». И скоро вероисповедание «Мира искусства» — «искусство для искусства» будет отвращать поэта: «Искусство тем глубже, чем меньше в нем искусства». Юный Блок, еще столь близкий «Миру искусства», видит в нем главную его слабость «дух светский», который чужд тому, что вызревает в поэте— «духовное», «внутреннее».

Письмо отцу и выраженное там мнение о «Мире искусства» — начало разочарования. Позднее в отношении Блока к «Миру искусства» образуется трещина, которая будет расти и расширяться до тех пор, пока поэт не напишет в своем «Дневнике» знаменательную фразу: «...приходится переоценивать не только „Старые годы" (которые, впрочем, никогда уважения не внушали: буржуйчики на готовой красоте), но и „Мир искусства"». Журнал был ориентирован на Запад и вообще вне России, у Блока — европейца, глубокого знатока литературы Европы, влюбленного в западное средневековье, Сиену, Флоренцию, искусство итальянского кватроченто, есть еще более глубокая и бесконечная любовь — к России. Она рождена его воспитанием, его Шахматовым, семейными традициями. С годами это «чувство родины» становится все обостреннее и сосредоточеннее. Только любящими устами могли быть произнесены проникновенные слова:

О, Русь моя! Жена моя!..1.

А в стихотворении «Моей матери» Блок писал:

Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе?
Мало ли жара в сердечном огне?2.

В этих строках, как в малом зерне, хранятся те жизненные соки, которые будут кормить будущие ростки. Все творчество Блока — это жажда «житейского простора», это стремление вырваться из узкого круга интеллектуальной творческой элиты к людям, своему народу.

В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути3.

В 1902 году Блок уже принят «Миром искусства», Кустодиев еще учится в Академии художеств, собирает материалы к своей дипломной работе «Базар», пишет мужиков, увлечен красочными кинешемскими ярмарками, ищет себе натурщиков в трактирах и на базарах Семеновского-Лапотного. Он репинец, любимый ученик Репина, ему доверено писать вместе со своим однокашником И.С. Куликовым огромное полотно «Заседание Государственного совета», над которым трудится Репин. В академическом прошлом Кустодиева картины на темы русской народной жизни, русской истории. Верный передвижнической школе и Репину, Кустодиев тем не менее с большим интересом относится к «Миру искусства», ходит на его выставки, покупает журнал — там столько необычного, художественного... В 1902 году Кустодиев уже известный художник, его работы выставляются на выставках в России и за границей, сам Бенуа упоминает его в своей «Русской школе живописи», но попытки Кустодиева сблизиться с «Миром искусства» не дают результатов. Но перевернем страницу истории— 1910 год. Кустодиев, раньше не замечаемый «Миром искусства», сам член этого общества.


1 Там же. С. 249.
2 Блок А. Собр. соч. Т. 1. С. 7.
3 Блок А. Собр. соч. Т. 2. С. 123.

Предыдущая глава

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»