Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

С «Ярмаркой» 1906 года, которая, как можно предположить по письму художника Кустодиевой Ю.Е. о своем пребывании в Кинешме, была задумана им тоже здесь, все оказалось сложнее. Единственным надежным ориентиром в картине была часовня на площади. Она поставлена жителями Кинешмы в память героического сражения с польскими захватчиками в 1609 году. В картине правее и позади часовни расположены две церкви с колокольнями. В натуре их не было.

Найти церкви было моей первой задачей в расшифровке «Ярмарки». Одну из них, мне казалось, я нашла. Это была Успенская церковь на горе на берегу Волги, она стоит на бывшей Юрьевецкой дороге (сейчас Юрьевецкая улица) и видна с разных точек зрения. Чтобы подойти к ней сейчас из центра, надо перейти большой новый мост через реку Кинешму.

Церковь Успения, как и в картине, трехъярусная с изящной маленькой главкой. Тонко найденная по силуэту, совершенная в пропорциях, она не потеряла своего очарования и поэтичности при переделках XIX века. Церковь хорошо вписана в архитектурную композицию и рельеф города, кинешемцы любят и берегут ее.

Б.М. Кустодиев, конечно, тоже любовался ею. Ее происхождение — от народного деревянного зодчества (такие церкви — восьмерик на четверике — получили широкое распространение в костромском краю). Церковь должна была быть важным моментом в размышлениях художника, задумавшего «Ярмарку» как народный праздник. Но двух церквей рядом с ней, как в картине Кустодиева, не было, вернее были полуразрушенные — Христорождественская близ нее и Спасо-Преображенская через дорогу, но иной архитектуры. Эти церкви, чуть видные в картине, не очень волновали меня— ведь художник мог их домыслить.

Зато очень радовало, что лес на заднем плане картины я нашла здесь же, в Кинешме, вернее в Приволжске, на другом берегу Волги, напротив церкви Успения. Густой и кажущийся дремучим, он создавал в картине ощущение, что торг в «Ярмарке» происходит в далеком от города, затерянном в лесах селе, от этого все происходящее кажется каким-то первозданным, наивным и простодушным. Приволжский лес, если смотреть на него из Кинешмы, из-за слитной линии своего силуэта и сейчас кажется нехоженным и сказочным.

Базар (этюд к картине 1903 г.)
Базар. Этюд к картине 1903 г.

Все сходилось: часовня, торговая площадь, лес, хотя они и были найдены мною в разных местах города. «Но ведь Кустодиев не „натуралист", он мог все это совместить воедино в своем творческом сознании», — думала я и радовалась, что вышла на тропку, ведущую к столбовой дороге творчества Кустодиева. Но оказалось, что по ней уже шел кинешемский художник Б. Матвеев.

Уроженец Кинешмы и ее старожил, он знал в ней каждый уголок, собирал все, что имеет отношение к родному городу. Кроме того, он был горячим почитателем Кустодиева.

Матвеев видел в картине не вымысел, а реальность, он искал ее реальные прототипы и сумел их обнаружить. Все было сложнее и проще. Оказалось, что лес, и две церкви, и часовню, и торговую площадь Кустодиев видел в натуре и в этой самой композиции, как изображено у него в картине, он только уплотнил, «сплющил» пространство.

Матвеев нашел в Кинешме место, с которого была увидена Кустодиевым его «Ярмарка». Если смотреть на бывшую Торговую площадь от кинотеатра, то в те годы, когда по ней ходил Кустодиев, здесь находились две церкви: Крестовоздвиженская (Казанская) 1744 года и Вознесенская 1720 года— они были разобраны в 1960-х годах (колокольня Крестовоздвиженской — в 1930-х).

Купчихи в Кинешме (1912 г.)
Купчихи в Кинешме. 1912 г.

Крестовоздвиженская церковь была местным мемориалом — она возведена на месте захоронения защитников Кинешмы от войск Лисовского в 1609 году. Сюда еще в начале XX века в памятную дату собирались жители города, чтобы почтить память своих героических предков. Здесь совершалась заупокойная служба, которую кинешемцы отстаивали в траурных одеждах, после панихиды они сменялись нарядными и яркими: начинался праздник — народное гулянье.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»