Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

В Костромской области о Кустодиеве писали местные краеведы, писатели и искусствоведы — В. Васильева, В. Вавилов, Л. Гречнева, А. Афанасьев, А. Лобанов, П. Кульженко, А. Пржиалковский и другие. В Кинешме Кустодиевым увлеченно занимался художник и краевед Б. Матвеев, в Астрахани — историк, краевед и художник А. Марков, художник Н. Скоков. О пребывании Кустодиева в Новгороде писал М. Ромм. Важные для науки сведения содержит статья Э. Выржиковского «Новое о Кустодиеве» о пребывании художника в Романове-Борисоглебске.

Астрахань, Кремль (16 век)
Астрахань, Кремль (16 век)

Добытая на местах информация настолько целостна и едина по своему смыслу, что выстраивается в определенную систему, сущностную для анализа творчества Кустодиева, с ней нельзя не считаться. Все периферийные исследователи творчества художника делают по сути одно дело — стремятся определить в произведениях Кустодиева реальные ориентиры, связывающие его работы с конкретной местностью, архитектурными памятниками, бытовой средой,— то есть то, что делают исследователи в отношении Л. Толстого, А. Пушкина, А. Островского, Н. Некрасова, Н. Гоголя и других и что составляет исходный пункт всякого исследования о творчестве писателя или художника-реалиста.

Правомерно ли это в отношении Кустодиева, в творчестве которого такую большую роль играет фантазия? Несомненно. Такая информация помогает понять природу фантастического у Кустодиева, уточняет его границы, устанавливает более тонкую меру реального и вымышленного в искусстве художника, чем это делается тогда, когда реальные ориентиры не принимаются во внимание или неизвестны авторам, пишущим о нем.

Наиболее серьезные исследования периферийных авторов содержат иногда ценнейшие факты и учат быть осторожными в выводах, побуждают к исследовательской деликатности в отношении к художнику, внимательности к деталям и частностям, так как они порою являются ариадниной нитью в изучении большого и сложного творческого наследия Кустодиева.

Мост, Астрахань (эскиз, 1918 г.)
Мост, Астрахань (эскиз, 1918 г.)

Меня в этом особенно убедил поучительный случай в Кинешме. Несколько лет назад я начала свою верхневолжскую Одиссею, чтобы сверить произведения Кустодиева с реальной средой Верхнего Поволжья, которое сыграло такую большую роль в творчестве художника. Астрахань я знала: родина Кустодиева была и моей родиной. Увидев Кострому, я была потрясена ее «кустодиевским» духом. Волга, ее берега, спуски к реке, репрезентативный ампир главных улиц города и уют его зеленых улочек с разукрашенными резьбой деревянными домиками: их ворота, заборы, балконы, мезонины — все свидетельствовало о Кустодиеве, не говоря, конечно, о костромской пожарной каланче и гауптвахте, знаменитых Торговых рядах с многочисленными подвалами и амбарами, на которых кое-где уцелели фамилии владельцев, они вошли во многие произведения художника.

В широком размахе Торговых рядов, причудливый лабиринт которых можно постичь только после основательного изучения Костромы, живет тот дух изобилия и плодородия, который отличает искусство Кустодиева. Как будто бог торговли и предпринимательства избрал Кострому своим местожительством!

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»