|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17
Яркие вывески и красочные афиши балаганов и аттракционов могут указывать на знаменитую Нижегородскую ярмарку — богатейший всероссийский торг, где демонстрировалось изобилие русских и иноземных товаров, стекавшихся со всех сторон России, с Востока и Запада, где царила атмосфера праздничного веселья.
Если связать «Купчиху», как, можно предположить, сделал это Кустодиев, с Нижним Новгородом и его ярмаркой, то монументальная фигура купеческой жены воспринимается неким божеством торговли, памятником русскому богатству.
Реставрировать бытовую среду русской провинции, изображенной Кустодиевым, помогают и литературные источники этого времени.
Богатейшей «восстановительной» информацией такого рода являются не только произведения А. Островского, Некрасова, Писемского, Мельникова-Печерского, Горького, связанные с Верхним Поволжьем и Заволжьем, но романы и очерки А. Потехина, С. Максимова, братьев Чернецовых, посвященные Волге, купеческой, дворянской, мещанской и крестьянской жизни тех мест, как бы хранящие аромат времени и многие приметы жизни волжских городов и деревень.
|
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н. Островского.
|
«Свидетельские показания» всех этих талантливых очевидцев подтверждают подлинность жизни, изображаемой Кустодиевым.
Конечно, нельзя упускать из виду тех изменений, которые произошли в Кинешме, например с 1851 года, когда ее описал А. Потехин в своем очерке «Уездный городок Кинешма». Но жизнь провинции до революции менялась медленно, и очень многое в ней сохранилось до того времени, когда в Верховье Волги приехал уроженец ее Понизовья.
Если учесть все это и представить себе Кинешемскую ярмарку хотя бы только по описаниям Потехина, то она совсем не покажется «мечтой» и «грезой», а станет документальным подтверждением кустодиевской «Ярмарки».
Кроме архитектурных памятников, топографических ориентиров, картин провинциальной жизни, созданных писателями, подтверждением жизненной правды кустодиевских полотен, театральных и графических работ, посвященных русской провинции, являются произведения народного творчества Поволжья и Заволжья, широкой рекой разлившиеся в искусстве художника: ивановские, костромские, городецкие игрушки, костромские разрисованные дуги, макарьевские кружева и сундуки с неизменными полыхающими цветом розанами и пышным растительным узором. Все подлинно и своей узнаваемостью тоже «подтверждает» Кустодиева.
|
Кинешма. Ополчение против поляков 1609 года. А.И. Трунтаев, 1910-е г.
|
Мы подчеркиваем верхневолжские реалии в искусстве Кустодиева потому, что именно Верхняя Волга стала для него обетованной землей творчества: исконная русская земля, «колыбельные места» России, где издавна особенно широко и обильно возрастало народное художественное творчество в его национальном своеобразии, что было очень важно для кустодиевского понимания национального характера.
Но верхневолжские реалии не единственные в творчестве Кустодиева, его произведения так же достоверны, когда идет речь о реалиях астраханских, петербургских или московских.
Если специально заняться кустодиевскими шалями, самоварами, чайниками, подносами, коврами, тканями, то в них узнаешь не только реальные прототипы — павловские, гжельские, курские, жостовские, тульские, — по ним можно судить о состоянии современных Кустодиеву русских художественных промыслов.
Так же достоверны в произведениях Кустодиева ампирная мебель красного дерева в купеческих интерьерах, кузнецовский фарфор чайных застолий купчих.
|
Рисунок одеяла к картине "Красавица". 1915 г.
|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17 |