Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

«Последние годы ему вечно нужна была то нога, то голова, позировала я то сидя, то стоя в платье. Позировала часто и обнаженной, например, для гравюры „Купальщица"»1. Цитировать все «свидетельские показания» детей художника было бы слишком утомительно, напомним только, что для Разина позировал Кирилл Кустодиев, для неба в картине «Степан Разин» был использован этюд облаков, создававших героическое впечатление, написанный в санатории «Конкала»; для серебристого тополя в «Голубом домике» (литографии того же названия) был использован этюд, сделанный с натуры в ботаническом саду.

Картина «Осень» (1915) была написана по впечатлениям от поездки на Острова по наброскам, рисункам, сделанным с натуры, и т.д.2.

Опираясь в своей работе на опыт предшественников и учителей, русских художников-реалистов, Кустодиев постоянно ищет в жизни людей, ситуации, предметы, архитектурные памятники, разнообразные детали, отвечающие «натуре» в его представлении.

Так известно, что модель «Красавицы» — актриса Шевченко — была полной женщиной, пышные розаны на сундуке в картине заимствованы художником из нижегородско-костромских народных росписей, трактирные сервизы, изображенные в картине «Московский трактир», были очень распространены в России в XIX — начале XX века, что в балаганах Кустодиева действуют достоверные герои народного площадного театра — «балаганный дед» и т.д.

Опираясь на натуру, исходя из нее, художник преобразует эти впечатления соответственно своим замыслам, как это было и с упомянутой выше «Ярмаркой» 1906 года с ее чистым, ясным, «нарядным» цветом.

Народный женский костюм (начало 20 века)
Народный женский костюм. Начало 20 века.

И, наконец, опираясь на исторические, литературные источники, произведения искусства, свидетельские показания современников и свои собственные впечатления о реальной жизни (натура в ее расширительном смысле), создает художник произведения, являющиеся широкой панорамой русской действительности, которые сам он считает вымыслом, фантазией — «иллюзией», но которые так достоверны, то есть так зависимы от жизни, что по его произведениям можно изучать современную и древнюю русскую архитектуру (гражданскую и культовую), речное волжское судоходство, русский костюм, нравы, обычаи, традиции, состояние художественных промыслов, волжское крестьянство, отходничество, народные увеселения и многое другое, что уже и делают некоторые исследователи русской культуры.

Преданность Кустодиева действительности, его доверие к жизни, восхищенная увлеченность ею, неистощимая, неутолимая потребность в реальных жизненных впечатлениях ставят художника в один ряд с такими мастерами русского реализма, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Некрасов, Л. Толстой, Чехов, Горький, Федотов, А. Иванов, Перов, Репин, Суриков, Серов, Глинка, Мусоргский, Чайковский и другие.

Как легендарный Антей, художник никогда не чувствовал потребности оторваться от земли. И его небеса — это не чистый и холодный «воздушный океан», а воздушная оболочка земли, насыщенная ее испарениями: ясная лазурь летнего дня над полями — предвестник урожая. Грозы наполняют землю плодородящей влагой, а ясное небо над просторами Волги обещает погожий день.

Б.М. Кустодиев — один из самых земных художников, и эту земную радость и земные заботы он, прикованный к креслу в темной петербургской квартире, жадно искал в своих воспоминаниях, постигал в жизни своей семьи, рассказах друзей, книгах, газетах и костенеющими от болезни руками бросал на холст, резал в линолеум, щедро отдавал зрителям в театре.

«Мечты», «грезы», «сновидения» — не кустодиевский словарь. Они из художественного обихода «Мира искусства», «Золотого руна», «Голубой розы», «Весов», поэзии символистов. Ими можно определять изысканные и едкие ретроспекции Сомова, поэтические ламентации Борисова-Мусатова, урбанистические апокалипсисы Добужинского, визионерские предчувствия Н. Милиоти, Уткина или раннего П. Кузнецова, но не смачно жующих купцов Кустодиева, пышащих телесным жаром красавиц — купеческих жен, неудержимо рвущихся на зрителя разгоряченных кустодиевских троек.

Эскиз костюма Варвары к спектаклю
Эскиз костюма Варвары к спектаклю
А.Н. Островского "Гроза".


1 Б.М. Кустодиев. С. 294.
2 Там же. С. 331.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»