Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

И сейчас в костромских Торговых рядах торгуют как-то увлеченно и со вкусом. Помимо обычного городского ассортимента товаров там широко разлился поток русского народного творчества: полхмайданское и городецкое расписное дерево, красносельские и казаковские (Горьковская область) ювелирные изделия, художественное стекло из Гусь-Хрустального, павловская и тульская ювелирная посуда, выполненная с тем мастерством, которое после Лескова стало называться «блоху подковать»; расписная глина из возрождающихся промыслов костромского края, костромские льняные изделия, павловские платки... Кроме того местные изделия, шапки, обувь, хозяйственные товары, изобильная печеная снедь, пироги и крендели. Все это тоже было кустодиевским.

Кострома, табачные (овощные) ряды
Кострома, табачные (овощные) ряды.

Кустодиевской была и Кинешма, но по-другому. «Кустодиевское» на первый взгляд проступало в Кинешме как бы стерто, хотя с Кинешмой связано возникновение первой по-настоящему «купеческой» картины художника — «Купчихи в Кинешме» (1912). Старый архитектурный облик города нарушен, сбит и смят разрушением многих памятников архитектуры — торговых рядов талантливого русского архитектора Фурсова, церквей, особняков. В Кинешме нет той бережливости, профессионального отношения к памятникам архитектуры, деревянному народному зодчеству и бытовой среде, как в Костроме, где все любовно сохраняется и научно исследуется.

Но есть и в Кинешме старинные здания XVIII и начала — середины XIX века, интересные образцы провинциального ампира; сохранились поросшие травой тихие улочки с деревянными домами, украшенными прекрасной прорезной резьбой, каменные особняки с ажурными крыльцами. Иногда встретятся затейливый дымник, ажурный балкон, металлическая решетка старого литья. В районе пристаней можно обнаружить старые лабазы, лавки, живы еще старые гостиницы — все это видел Кустодиев.

В целом же город быстро утрачивает свое лицо, своеобразие старинного волжского торгового центра, но оно сохраняется еще в планировке, где угадываются традиции не только XVIII — XIX веков, но и более древние, когда Кинешма была еще оборонительной крепостью на Волге.

Знакомство с Кинешмой оставляло сложное впечатление узнавания и неприятия, но именно здесь меня ждало истинное открытие Кустодиева. В «Купчихах в Кинешме» реальные ориентиры установить нетрудно: на втором плане картины изображена бывшая Верхнеторговая площадь (сейчас пл. Революции) на фоне церкви Благовещения. Она сохранилась и сейчас, но в плачевном виде. Нарядная и праздничная у Кустодиева, она, какая-то почерневшая, с полуразрушенной колокольней, кажется в панораме современной Кинешмы гнилым зубом. Видеть ее грустно и все-таки радостно — Кустодиев еще живет в Кинешме, этому есть реальное подтверждение.

Кострома, здание пожарной каланчи
Кострома, здание пожарной каланчи.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»