Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

Если в центральной прессе оценка творчества Кустодиева различна, то периферийная информация о Кустодиеве в большей своей части исходит из мест, связанных с его пребыванием там, и очень фактологична по своему характеру. Факты жизни и творчества художника выисканы здесь, как правило, неторопливыми и скрупулезными исследованиями, строго аргументированы и убеждают своей доказательностью.

Работы столичных исследователей обусловлены стремлением найти место Кустодиева в общем потоке развития русского и мирового искусства. Исследователи «на местах», занятые препарированием местного кустодиевского материала, на такие глобальные задачи и обобщения обычно не замахиваются.

И если первые являются золотоискателями, разрабатывающими большую золотоносную жилу, то периферийные исследователи промывают золотоносный песок, чтобы добыть крупицы драгоценного металла. И порою эти крупицы меняют привычные суждения и оценки кустодиевского творчества.

Волга (1926 г.)
Волга (1926 г.)

Но если периферийные авторы обычно хорошо информированы о том, что пишется о Кустодиеве в центральной прессе, то местная информация, рассыпанная по газетам, брошюрам, журналам и путеводителям, издаваемым областными, районными, городскими и даже поселковыми редакциями, редко используется специалистами, занимающимися творчеством Кустодиева в Москве и Ленинграде.

О Б.М. Кустодиеве, как о Гомере, спорят несколько городов. Честь быть кустодиевским городом принадлежит Астрахани, где художник родился и получил первоначальное художественное образование; Петербургу-Ленинграду, где он учился в Академии художеств и жил потом до своей смерти в 1927 году; Костроме, нежно любимой им. В жизни Кустодиева она стала тем, чем был Барбизон для французских пейзажистов.

С Кустодиевым связана Кинешма, где художник собирал материал для своих первых картин; позднее по дороге в «Терем» Кустодиев почти ежегодно с 1905 по 1915 годы бывал в Кинешме.

Память о Кустодиеве хранит поселок Островское, ранее село Семеновское-Лапотное, куда он приезжал в 1900 — 1902 годах в связи с дипломной картиной «Базар», где жили родственники жены Кустодиева, многочисленные его друзья и знакомые,— места исхоженные и изъезженные художником, особенно после того, как он построил там свой дом-мастерскую «Терем» в деревне Маурино, недалеко от Семеновского-Лапотного.

Астрахань, мост через реку Кутум
Астрахань, мост через реку Кутум.

В поселке Островское сейчас музей Кустодиева, там хранятся и этюды, выполненные художником в округе Маурина и Семеновского-Лапотного. От Островского недалеко до Судиславля, где нередко бывал Кустодиев, его собор запечатлен в одном из этюдов, принадлежащих сейчас Островскому музею.

Кроме того, помнят о Кустодиеве Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), Юрьевец, Рыбинск, Нижний Новгород, Лебедянь, Старая Русса, Новгород — места, где бывал художник: везде есть его горячие поклонники и исследователи.

Наиболее серьезная работа по изучению кустодиевских краеведческих ориентиров проделана в Костроме В. Бочковым. В его книге «Вокруг Щелыкова» о пребывании в костромском краю Кустодиева написано с убеждающей достоверностью.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»