Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

Как понимать слова «никогда не видел» и «никогда не существовала»? Что он «не видел»? Те сцены, места и образы, которые создала его фантазия, или ту «действительную жизнь», впечатление которой производят его произведения? Но потому они и производят впечатление «действительной жизни», что опираются на действительное, реально существующее или существовавшее!

Что «никогда не существовало»? Волга, церкви, магазины, улицы, особняки, торговые ряды, гауптвахта и каланча, пристани, балаганы — русская провинция, Россия?

В цитируемых Воиновым словах Кустодиева есть что-то не до конца высказанное, какая-то вынужденность или полемическая запальчивость. Выпадает какое-то важное звено: «натура» и «иллюзия» в цитате как бы уничтожают, ликвидируют друг друга.

Такая оголенная раскладка своего творчества на «натуру» и «иллюзию» никак не характерна для художника.

Мера типизации, заставляющая принимать придуманное, воображенное писателем или художником за действительное, зависит от характера творческого метода. «Процент реальности» в произведениях А. Островского и А. Блока исчисляется на разных счетах.

Известно, что героев драм Островского принимали за реально существовавших людей, видели в них портреты современников. Но и в стихах Блока различаются реалии бытия: угадываются архитектурные памятники Петербурга, корабли, гавань, фабрики, которые он видел из своих квартир на Невке и Пряжке.

Женщина с чашкой (1918 г.)
Женщина с чашкой. 1918 г.

А. Белый различал в «Осенней воле» природу Шахматова, а в стихотворении Блока «Ты помнишь в нашей бухте... » почти дословно воспроизводится увиденное поэтом в Бретани в 1911 году прибытие военных кораблей. Убеждающая сила искусства так велика, что даже И. Левитан, человек творчества, незаметно для себя перешел грань натуры и образа, когда обиделся на А. Чехова за его «Попрыгунью», в которой признал себя и Кувшинникову. Но, с другой стороны, исследователи обнаружили подлинного гоголевского городничего (прообраз городничего в «Ревизоре»).

Послушаем голоса свидетелей. Вспоминает сын художника Кирилл: «В „Тереме" отец писал картину „Девушка на Волге". У него было несколько специальных альбомов квадратного формата с очень тонкой бумагой. В них делались эскизы будущих картин... Позировала для картины молоденькая дочь соседнего помещика Пазухина, лет четырнадцати-пятнадцати. С ее головы отец делал этюд карандашом и сангиной... В мастерской находился манекен без головы, но с руками и ногами, гнущимися на шарнирах в разные стороны.

На нем надето красивое старинное платье из мелового шелка в полоску (на картине отец изменил цвет платья, сделав его голубым в синюю полоску). Ему была придана нужная поза, тщательно разложены складки... Когда отец перешел к фону картины, он послал меня в сад — нарезать дерна с одуванчиками...

Рябина, изображенная в левом углу картины, тоже была написана с натуры, как и трава. Я вырубил молодую рябину с ягодами, высотой около четырех метров, и она около недели стояла в мастерской»1.

Картина «Голубой домик» — «Для девицы у окна позировала Мария Дмитриевна Шостакович, с которой он [Кустодиев] предварительно сделал несколько набросков в альбом. Принимал участие в создании картины и В.А. Кастальский— отцом был сделан с него предварительный набросок карандашом, когда он играл в шашки. Молодой человек у окна, разговаривающий с девицей, — это молодой архитектор П.И. Сидоров; мальчишка на крыше — я»2.

Пишет дочь художника Ирина: «Для "Русской Венеры" я стояла, держа в руках линейку, так как веник достали не сразу. Мы оба очень смеялись — причем тут линейка? Распускала волосы, выходила после ванны — для картины нужно было тело, разгоряченное после мытья»3.

Астрахань, галерея дома (кон. 19 века)
Астрахань, галерея дома. Конец 19 века.


1 Б.М. Кустодиев. С. 290.
2 Там же. С. 296—297.
3 Там же. С. 292.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»