Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

Он видел их на ярмарках и базарах Кинешмы и Костромы, рынках Астрахани, в садах Верхнего Поволжья, на бахчах Нижнего Поволжья, где зреют сочные помидоры, ароматные дыни, налитые сладчайшим соком арбузы.

Все это видел Кустодиев художническим зрением. Как русский Снайдерс, предлагал он это земное роскошество зрителю, завлекая его вкусом, ароматом, цветом своих «плодоовощных» натюрмортов.

Нашел своего вдохновенного певца в Кустодиеве и русский хлеб.

Как бы напоминая в своих живописных и графических произведениях «Жатва» (1914), «Сенокос» (1917), «Молотьба» (1918) о труде землепашца, широких пшеничных и ржаных полях, художник создает свою поэму о хлебе.

Хлеб Кустодиева — это мешки муки, которую грузят на пароходы, везут в лавки и магазины, это печеная снедь богатейшего ассортимента: калачи, булки, крендели, ситники, бублики, баранки, торты, кексы, пирожные, куличи, пироги, кулебяки — все, что пришло в русскую хлебную кулинарию из далеких времен отечественной истории и что занесено в нее из других стран. Хлеб Кустодиева — аппетитный, душистый, как бы хранящий еще тепло щедрой русской печи.

Продавец шаров (1920 г.)
Продавец шаров. 1920 г.

Кустодиевская поэма о хлебе так современна, будто рождена нашим временем, нашими мыслями и песнями. Как народную кормилицу изображает Кустодиев в своих произведениях Волгу: на ее берегах раскинулись поля, сады, огороды, в ее водах хранятся огромные сокровища — рыбные запасы страны.

Волга у Кустодиева это еще и оживленнейшая торговая артерия России. Товарообмен, совершаемый на Волге, — существенное слагаемое темы русского богатства, поднятой Кустодиевым.

Волга, ее суда, пристани, пароходства, торговые площади, жизнь приволжского торгового люда — от мелочных торговок до солидных торговых фирм — все изображено со знанием дела, показано очевидцем, современником, человеком, выросшим на великой русской реке, художником-аналитиком и поэтом одновременно.

Пароходы, буксиры, баржи, лодки, подводы, груженные товарами, пристани, заваленные мешками, ящиками, бочками, профессиональные грузчики и вольнонаемные грузчики-крестьяне из приволжских сел — во всем этом забота реализовать огромные запасы разнообразных товаров, притекающих с Волги.

В Верхнем Поволжье торговали более всего хлебом, рыбой, овощами, привозимыми с плодородных земель Средней Волги и Понизовья; торговали на базарах, ярмарках, в лавках, на прилавках, в магазинах, пассажах, торговых рядах.

Торговые ряды в произведениях Кустодиева— большая архитектурная тема, пронизывающая все творчество художника, они встречаются даже там, где их присутствие на первый взгляд кажется и не обязательным — «Купчиха за чаем» (1918).

Начиная с «Провинции» (1910), торговые ряды — любимый архитектурный мотив Кустодиева — войдут навсегда в произведения художника, как образ торговли и русского богатства.

Облик торговых рядов в торговых городах Верхнего Поволжья особенно выразителен. Они обычно строились на берегу Волги в районе пристаней и являлись доминантой городской площади в Костроме, Кинешме, Юрьевце, во многом определяя облик города.

Образ торговли в творчестве Кустодиева, начиная с его «Базара в деревне» (1903) и «Ярмарки» (1906), ширился, обогащался, отражая расширившееся представление художника о русской торговле как выражении богатства страны.

На базарах и сельских ярмарках торгуют крестьянским товаром—дугами, вилами, туесами, ушатами, лаптями, валенками — изделиями натурального хозяйства.

Позднее этот «русский ассортимент» у Кустодиева расширяется — появляются самовары, расписные подносы, сундуки, посуда, ткани, выработанные артелями и фабриками.

В лавках, магазинах, пассажах и на развалах торгуют продуктами, винами, готовым платьем, шляпами и шапками, обувью, лубками, книгами, старинными портретами и старыми вещами.

Бойкие зазывалы, юркие приказчики, ленивые сидельцы, разборчивые покупательницы-купчихи, самодовольные хозяева-купцы в тяжелых дорогих шубах... и еще рестораны, трактиры, закусочные, рюмочные, уличные торговки и голосистые разносчики снеди — этот круговорот торговли, это половодье русских богатств все как бы остановлено, зафиксировано в бесчисленных вывесках, наводняющих кустодиевский город.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»