Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

В смене времен года все острее чувствует художник течение Времени, поступь Истории, меняющей русскую жизнь, и стремится удержать в своем творчестве все то, что хранит в себе неповторимость русского быта, устои народной жизни, исторический опыт народа.

Будто стремясь сохранить для потомков, будущих историков России, рассказывает художник о всем том, что знает и видит: о русской архитектуре, хозяйстве, ремеслах, речном флоте, народных обычаях и увеселениях, художественных промыслах, религии, положении крестьян, нравах купечества, играх детей и еще о бесконечном множестве убеждающих частностей, характерных деталей, неотразимых в своем жизненном обаянии мелочей, в которых выражаются бытовые и нравственные устои народа, его характер, вкусы и привычки.

Многие проявления русской жизни не были учтены до Кустодиева как материал для творчества. Они увидены и открыты художником, который бережно относится к самым малым крохам, крупицам, вроде бы случайностям и пустякам национального быта, потому что видит в них не просто забавный курьез.

Весна (1921 г.)
Весна. 1921 г.

Бережно собирает их Кустодиев в кладовой своей памяти, так как в его представлении они необходимые звенья целого — миропонимания народа, за ними многовековая история нации, «связь времен»1.

Движение времени художник с годами чувствовал все острее: его собственная жизнь убывала, жизнь страны убыстрялась — Россия стремительно приближалась к Революции, и когда Революция наступила, изменились сами представления о времени и пространстве.

Чуткий к общественной сейсмографии, Кустодиев по-своему, художнически выразил эпоху, величавые контуры которой он различал; именно в годы революции создаются кустодиевские народные праздники как выражение веры художника в творческие возможности народа, его созидательную энергию и оптимизм; складывается образ массы, народного коллектива.

Начиная с 1919 года наряду с широко развернутыми, почти эпическими, пространственными панорамами, где движение развивается вдаль («Масленица», 1916; «Купчиха с покупками», 1920), возникают такие композиционные решения, где горизонт расширяется, пространство, будто сжатое боковыми кулисами, уплотняется и движение, начатое на заднем плане (обычно на горе), как бы скатывается неудержимым потоком, все нарастая и увлекая за собой дома, церкви, коней, людские толпы («Масленица», 1922 — эскиз).

Тройки несутся прямо на зрителя, обдавая его жарким дыханием коней; снег от копыт летит в лицо; вихрь красок, в котором смешались расписные дуги, ковры, попоны, шали, слепит глаза; колокольчик обрушивает веселую бурю звуков («Масленица», 1919). И если действие в «Масленицах» (1916) укладывается в границы дня, то в «Масленице» (1919), эскизе «Масленицы» (1922) — мгновение, порыв, насыщенный бешеной удалью, страстью, восторгом.

Крестный ход (1915 г.)
Крестный ход. 1915 г.

Скромное и чинное веселье «Деревенских хороводов», мирные наслаждения сельских «Ярмарок», «календарные» удовольствия купеческих застолий перерастают в работах Кустодиева 1916— 1920 годов в образ радости и захватывающей, кружащей голову свободы.

Рвущиеся вперед тройки — ликующий вихрь движения — любимый мотив искусства Кустодиева последнего периода. Тройка — традиционный образ русского искусства, фольклора, народного декоративно-прикладного творчества.

Это символ дороги, широких русских просторов, а тема дороги, осмысляемая как путь России,— исконная тема русской художественной культуры от «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева до «За далью даль» Твардовского. Сюда вписываются «Железная дорога» Некрасова, «Степная дорога ночью» и «Степная дорога днем» Левитова, «Владимирка» Левитана и «Обратный» Архипова, «Тройка» Чайковского, «Паровоз» Глинки, «По Руси» Горького, «Опять как в годы... » Блока.

Тройки Кустодиева и тройки Гоголя и Блока, они в кровном родстве с «бешеной тройкой» русских песен и былинными чудо-конями художников Палеха. «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровным-гладнем разметнулась на полсвета... Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. »2,— такими мыслями, несомненно, рождены и «Масленицы» Кустодиева, русского художника, сына России.


1 Это прекрасно понято и выражено писателем Василием Беловым в его «Очерках о народной эстетике» (М., 1985).
2 Гоголь Н.В. Избранные произведения. М., 1959. С. 359.

Следующая глава

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»