|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
В «Автобиографических рисунках» Кустодиева, воспринимаемых сейчас как завещание художника, выражена сущность его творческой натуры.
В изобразительной автобиографии не сам он выступает героем, не себя хочет «воссоздать», а воскресить все, что довелось ему видеть в жизни.
В его графических мемуарах ярко читается стремление автора отойти на второй план, предоставить авансцену родной Астрахани, Волге, верхневолжским городам, полям и лесам, всем местам, увиденным его теплым взглядом и любящим сердцем.
|
Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.
|
И ему дороги поэтому все жизненные подробности того, что он изображает; поэтому он, как всегда, стремится быть достоверным в малейших деталях и убеждающим в передаче общего.
Такие листы «Автобиографических рисунков», как «Торговка воблой», «Татарин, торгующий арбузами», «Мужик со связкой лука из костромской деревни», а также пожар, наблюдаемый мальчишками в щели деревянного забора, или вспомнившееся художнику утро из его детства в Астрахани, когда на заре мальчишки с удочками идут по неостывшей от дневного жара степи, а сзади них вновь встает пылающее светило и дремлющие верблюды энергичнее начинают жевать жесткую и пыльную траву на сухих солончаках, — все это документальные «кадры», как бы хранящие в себе ароматы времени.
Будто вспрыснутые живой водой памяти художника, возвращены они в жизнь Кустодиева тогда, когда, обреченный на неподвижность, он может только представить все это в своем воображении.
В эти годы Кустодиев испытывает особенную потребность в натуре. Это убедительно доказывает С. Капланова в своей книге «Новое о Кустодиеве», где собран большой материал: натурные штудии, карандашные наброски с натуры, этюды маслом, использованные художником в его работе — к «Купчихе», 1915 (этюды рук и одежды), «Красавице», 1915 (рисунки обнаженного тела и одеяла), «Девушке на Волге», 1915 (карандашные этюды рук) и другим.
|
Крещенское водосвятие. 1921 г.
|
В будущем этот список, возможно, будет дополнен новыми материалами, подтверждающими приверженность Кустодиева к натуре, его потребность доказать ею подлинность изображаемой им жизни.
И это совсем не умаляет творческого своеобразия мастера, уникальности его художественной индивидуальности, а заставляет воспринимать его искусство в более глубоких связях с жизнью.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11 |