|
Воспоминания о художнике
1-2
Глаза Кустодиева заблестели. Он посадил одну куклу себе на колени, а другую поднял — как мы ему показали — на «ваге» (коромысле) и попробовал управлять ею, дергая другой рукой попеременно то одну, то другую нитку. Повинуясь управлению, кукла ожила. И вдруг кресло на колесах заездило по комнате, а за ним бежала и марионетка, подпрыгивая и нелепо раскидывая руками.
Кустодиев играл с куклами, как ребенок.
Я еще раз убедился: кукольный театр — это или для самых маленьких, или же, напротив, для «очень взрослых», для тех, кто, как артист, может по-настоящему понять и по достоинству оценить все очарование, всю прелесть этого своеобразного вида искусства. Дети старше восьми — десяти лет начинают смотреть на эту затею свысока, молодежь и подавно. Зато какие благодарные зрители и ценители театра кукол художники, писатели, артисты, люди с развитым вкусом, люди большой духовной культуры! Невольно вспоминаются имена куклолюбов — Гете, Диккенса, Жорж Санд, Анатоля Франса...
Борис Михайлович, разумеется, знал сказку о Золотом Петушке, так что рассказывать содержание пьесы Пятницкой не было нужды. Мы только перечислили действующих лиц и объяснили место действия.
— Так вот, — сказал Кустодиев, — знаете что? Мы сделаем этакий портал, и пускай будет свой внутренний занавес, специально для этого спектакля. Будем давать его между картинами, даже в начале и в конце представления, если хотите. Так...
Он снова задумался.
— Затем домик Петушка... Да, а во время полета Лисы с Петушком мы дадим скользящую панораму — это можно у вас сделать? — ну там, как это говорится, через поля, через леса... Да, да, а потом и сами куклы, — сколько их, пять? Ну, а какой вы мне даете срок?
— Чем скорее, тем лучше, Борис Михайлович, — мы и осмелели, — театр в прорыве.
Он снова задумался. Взял карандаш и начал что-то чертить и записывать.
— Хорошо, — сказал он наконец. — Приходите через неделю.
«Ну, а деньги?..» — с трепетом думали мы и начали плакаться: мы бедные кукольники, почти нищие... невероятно тяжелые условия, трудколлектив, а не актеатр... Кустодиев прервал наши излияния в самом начале. Деньги в данном случае не играют для него роли, но эскизы после использования останутся у него.
Он еще раз взглянул на свои записи.
— Итак: четыре эскиза оформления, то есть портал, занавес и два задника, и рисунки кукол...
Мы замерли.
Он не задумываясь назвал сумму: пятьдесят рублей!
Даже в сравнении с нашими скромными заработками это было невероятно мало. Так мог поступить только бескорыстный художник, плененный близким ему театральным жанром.
— На премьеру к вам я вряд ли смогу приехать, - сказал он на прощанье,— очень, конечно, жаль; впрочем, весной я обязательно соберусь в ваш театр, это очень любопытно! А вы мне непременно сообщите, как пройдет «Петушок», мне самому очень интересно посмотреть, что из всего этого получится на сцене.
Мы, конечно, сообщили ему о большом успехе у ребятишек нашего «Петушка», Он обещал обязательно приехать, как только потеплеет, однако увидеть спектакль ему уже не удалось...
Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. К сожалению, в литературе о ней ничего не известно. В книге А. Бартошевича «Кустодиев в театре» (1927) о ней даже не упоминается. Эскизы были экспонированы на посмертной выставке картин Кустодиева в Русском музее, но затем, в дни блокады Ленинграда, погибли в числе других его работ.
Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой...
Воспоминания Г. К. Крыжицкого написаны в 1964 году для настоящего сборника.
1-2 |