Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2

II

Расцвет графической работы Кустодиева, наибольшее ее развитие в сторону обслуживания книги, относится к послереволюционной эпохе, особенно к первым ее годам.

Б. Кустодиев, графика, 1

В частности для Литературно-издательского Отдела Наркомпроса, присоединенного потом к Государственному Издательству, Кустодиев начал работать в 1919 г.

Б. Кустодиев, графика, 2

К этому году относятся четыре сюиты рисунков (и обложки) к произведениям Пушкина: „Дубровский", „Руслан и Людмила", „Сказка о царе Салтане" и „Сказка о золотом петушке".

В том же году была исполнена обложка к „Земле родной" Артамонова и увидели свет две иллюстрации к рассказу Л. Толстого „Свечка" (обложку делал Г. Верейский), исполненные значительно раньше.

Условия книгопечатания в первые годы советского строя были таковы, что о создании безупречной книги нечего было и думать.

Отсутствие хорошей бумаги, доброкачественной краски и общая типографская разруха сказывались на каждой книге, выходившей в те годы.

Особенно показательна в этом отношении „Свечка" — дешевая брошюрка, напечатанная на плохой бумаге. Воспроизведение в ней рисунков Кустодиева было очень плохо.

Весьма неудовлетворительно изданы и рисунки к „Руслану и Людмиле", зато „Дубровскому" посчастливилось: в 1923 г. он был издан в виде изящной книжки, единственный курьезный недостаток которой заключается в том, что на стр. 111 помещен по ошибке рисунок Александра Бенуа из „Капитанской дочки".

Исполненные Кустодиевым в 1920 г. рисунки к „Грозе" Островского изданы не были.

После того наступил почти четырехлетний перерыв в работе Кустодиева для Госиздата. В период 1920—1923 гг. ему были заказаны всего две обложки: к „Русской истории" М. Покровского и к „Русским песням", собранным Пушкиным (1922 г.).

Между тем, деятельность Госиздата росла и укреплялась; в частности, широко развилась деятельность петроградского отделения, где героические усилия И.И. Ионова и его ближайших сотрудников превозмогли типографский развал и направили книжное производство на твердые рельсы. Постепенно стал расширяться и круг художников, вовлеченных в работу Госиздата.

Б. Кустодиев, графика, 3

Приглашение Кустодиева и других крупных мастеров весьма затруднялось экономическими условиями, но, поскольку эти условия удавалось преодолевать, к работе Госиздата привлекались лучшие художники Петрограда.

Пишущему эти строки (в ту пору заведывавшему художественной частью Госиздата в Петрограде) было ясно, что Кустодиева желательно привлечь не к „обложечной" работе, а к иллюстрационной.

Эта работа была в ту пору возможна почти исключительно в области детской книги (для хрестоматий Кустодиев был „дорог"). Если не ошибаюсь, первой работой Кустодиева в этом направлении (для Ленгиза) явились иллюстрации к книге 3.И. Лилиной „Ленин и юные ленинцы" (1924).

Приблизительно одновременно работал художник над иллюстрированием книги „Детям о Ленине" по заказу Госиздата в Москве. Первая книга не носит исключительно биограф ического характера, иллюстрации в ней довольно разнообразны: здесь имеется и сценка старого быта (помещик и крестьянин), и фабричный сюжет, и рисунок к Тихоновской поэме „Сами", но все это так или иначе связано с Лениным, образ которого проходит через всю книгу. Очень простые и внятные рисунки исполнены в тонкой и легкой, почти проволочной манере.

Цветные рисунки к книге „Детям о Ленине" удались Кустодиеву меньше и к тому же весьма проиграли в воспроизведении.

В том же 1924 г. Кустодиев исполнил сюиту иллюстраций (черных) к книжке Е.Я. Данько „Настоящий пионер" (обложка и семь рисунков) и красочные иллюстрации к книжке Лидии Лесной „Джимми Джой в гости к пионерам" (обложка и восемь иллюстраций).

В рисунках к „Настоящему пионеру" Кустодиев выразительно передал сцены памятного наводнения, в обстановке которого происходят приключения мальчика-пионера. Веселые и яркие иллюстрации к „Джимми Джою" занимательно развертывают историю путешествия маленького американца в СССР.

Б. Кустодиев, графика, 4

Кроме этих четырех детских книг, им иллюстрирован в том же году очерк А. Ильина-Женевского „Один день с Лениным".

Наибольшее число графических работ Кустодиева для Госиздата приходится на 1925 г.

Развитие в этом году дешевой крестьянской и сельскохозяйственной литературы открыло возможность широкого применения излюбленных жанровых мотивов Кустодиева.

С начала 1925 г. и до последних дней жизни Кустодиева ему постоянно заказывались обложки и иллюстрации для упомянутых изданий.

Перечислять все эти работы нет надобности, стоит только привести заглавия некоторых книжек, чтобы почувствовать, как близки и родственны Кустодиеву были темы обложек: „Ягодный сад крестьянина" (Гужавин), „Солдатка" (П. Орешин), „Как наши хлеб продавали" (Гавриков), „Деревенский кузнец" (К. Дебу), „Сани" (Овсянников), „Деревенский тележник" (его же) и пр. Снова деревенские, народные мотивы, снова крестьянский быт.

1-2

Предыдущая глава





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»