|
Борис Кустодиев
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18
Можно только поражаться стойкости художника, не сдававшегося мучительной болезни, продолжавшейся долгие годы, и, вопреки всем невзгодам, все же творившего картины, восславляющие жизнь и радость.
Были, конечно, силы, которые пытались использовать эти сложности жизни Кустодиева. Вот что рассказывает дочь художника:
"В 1924 году покинули Ленинград Добужинские. Сомов поехал за границу сопровождать нашу выставку и не возвратился.
Предложили и Кустодиеву ехать туда, где сулили "золотые горы", рисовали райскую жизнь.
"Вас там так ценят, будете хорошо жить, работать, лечиться".
Папа даже побледнел от возмущения:
"Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!".
Не помню, кто был этот "предлагавший", папа долго волновался, вспоминая этот разговор.
Последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.
Как-то он сказал: "Смотри, как запали мускулы, совсем высохла...".
Как-то посетители Эрмитажа наблюдали небывалое..
На белую мраморную лестницу был положен дощатый помост и по нему на руках подняли и повезли в музей в кресле-коляске улыбающегося человека.
Это был Кустодиев.
Друзья решили сделать ему подарок...
Художник писал после посещения:
|
Портрет Ю.Е. Кустодиевой. Б. Кустодиев, 1903 г. | "Был в Эрмитаже, и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Как это все могуче, сколько любви к своему делу какой пафос. И так ничтожно то, что теперь, с этой грызней "правых" и "левых" и их "лекциями", "теориями" и отовсюду выпирающими гипертрофированными самомнениями маленьких людей.
После этой поездки я как будто выпил крепкого пряного вина, которое поднимает и ведет выше всех этих будней нашей жизни: хочется работать много-много и хоть одну написать картину за всю свою жизнь, которая могла бы висеть хотя бы в передней музея Старых Мастеров..."
А ведь это писал художник, автопортрет которого наряду с выдающимися художниками Европы был заказан и экспонирован знаменитой галереей Уффици во Флоренции.
"Конечно, - говорил Кустодиев, - надо знать мировое искусство, чтобы не открывать америк, не быть провинцией, но необходимо уметь сохранить в себе нечто свое, родное и дать при этом нечто большое и равноценное тому крупному, что дает Запад. Ведь и Запад у нас ценит все национально оригинальное (и, конечно, талантливое), например Малявина...".
Но это не означало, что Кустодиев не любил новое в искусстве Запада.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18 |