Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Мастера и шедевры > Мастера и шедевры

Борис Кустодиев

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Но кому-то это было либо непонятно, либо слишком мало, чтобы включить Кустодиева в обойму "наших" и "нужных" художников.

Тяжко больной живописец часто нуждался.

"Голод все продолжался, - вспоминает дочь художника Ирина Борисовна. - Мама у "мешочников" меняет вещи на конину, мороженую картошку, овес...

Вскоре папу посетил Горький и очень помог нам.

Папа стал получать пайки из Дома ученых. Когда у нас был Горький, он долго говорил с папой о его картинах, о том, что "сказал" ими в искусстве Кустодиев, чем ценны они для народа, истории. Когда Алексей Максимович ушел, папа, довольный, радостный, весь словно светящийся изнутри, заметил:

"Я и сам не знал, что я такой хороший, большой художник, как сказал мне Горький!.."

Кустодиев и Шаляпин. Дети Волги.

Это тема, ждущая своего исследователя.

Известно, что художник боготворил певца. И Шаляпин называл Кустодиева "бессмертным".

Вот слова, сказанные певцом в его книге "Маска и душа" о художнике:

"Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы - вообще все его типические русские фигуры... сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски".

Шаляпин - волжанин. В юности судьба привела его однажды с семьей в Астрахань, на родину Кустодиева. Но не эти внешние признаки роднят великих русских творцов.

Их сближает удивительная одаренность, мощь таланта и в то же время поражающая тонкость понимания русского уклада жизни во всех его проявлениях.

Шаляпин отлично чувствовал глубину проникновенности кустодиевского таланта и широту его обобщенных образов.

Портрет Ф.И. Шаляпина (Б. Кустодиев, 1922 г.)
Портрет Ф.И. Шаляпина. Б. Кустодиев, 1922 г.
"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминал Федор Иванович. - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной". Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для "Вражьей Силы"... решили просить об этом Кустодиева.

Я отправился к нему с этой просьбой:

Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу.

Жалко было смотреть на обездоленность человечью, а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей бодростью... Я изложил мою просьбу.

- С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев. - Я рад, что могу быть Вам полезным в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю Вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка, вот попозируйте мне в этой шубе...

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Думается, что и в мировой классике едва ли найдется много равных портретов, оставивших образы великих актеров.

Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца предельно обобщен.

За его широкой спиной в жемчужном уборе роскошная русская красавица зима.

По-брейгелевски населен пейзаж. Можно часами любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, причудливыми узорами инея.

Глядя на портрет, как бы слышишь музыку широкой масленицы и голос самого поющего Шаляпина. Но главное, что во всей этой декоративной шири и красочном накале не потонул, не стерся Человек, Артист...

В этом непостижимое умение мастера решать труднейшую задачу в живописи, образ человека в пленэре.

Шаляпин чрезвычайно высоко ценил портрет, не расставаясь с ним до самой смерти. Представьте себе обстановку сеансов. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него слишком мала.

И художник не мог охватить его фигуру целиком. Огромный холст наклоняли так, чтобы больной художник, сидя в кресле мог его писать.

Но ведь писать его приходилось, как плафон, причем по частям, не видя целого.

Это была работа наугад и ощупью.

Мало того, он ни разу не видел портрета целиком в достаточном отдалении и поэтому даже не представлял себе, насколько картина удалась.

Поистине уму непостижимо! Но факт есть факт. Однако вернемся к постановке "Вражьей силы", которая, по существу, явилась виновницей появления этого шедевра.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»