Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Письма > 29 июля 1921, Старая Русса

Письма

И. Б. КУСТОДИЕВОЙ

29 июля 1921, Старая Русса.

Милая Иринушка, не знаю, почему ты жалуешься, что не получаешь наших писем, мы тебе очень часто пишем...

Об «импрессионистах» у меня особой книги не было, есть кое-что в журналах в большом шкафу; в шкафу же карельской березы ты не ищи и вообще его не открывай, там все табак, папиросы и каталоги.

Есть еще в истории, кажется, Мутера, это в большом шкафу, видимо, наверху. Вот все, что есть по этому поводу. Приеду, достану тебе все, что тебя интересует. Если бы ты знала франц[узский] язык, я послал бы тебя к Ф[едору] Ф[едоровичу], у него есть великолепное издание как раз об импресс[ионистах] и даже с цветными репродукциями. Как я рад, что ты заинтересовалась всем этим, и жалею, что не могу сейчас быть дома и помочь тебе. 6 большом шкафу есть небольшая книжка Эмиля Бернара о Сезанне, — очень интересная. Там же, в числе небольших книг, прямо перед глазами найдешь путеводитель по Эрмитажу Алекс[андра] Бенуа в красном переплете. Они все стоят рядом, — «Старый Петер6[ург]», «Кострома» и «Эрмитаж». К сожалению, № «Аполлона» не могу тебе подарить, так как без одного номера весь комплект будет нарушен. Так как шкафы рядом, то всегда можешь его взять и смотреть. «Самый лучший Гоген» был у Щукина, была ли ты там? Целая стена чудесных его картин. Вся его прелесть — в яркой и звучной гамме цветов. Ну, приеду — поговорим. Целую тебя и советую переменить твое пессимистическое настроение на радостное, оптимистическое, так как изучать импрессион[истов] и быть печальной нельзя, ибо импресс[ионизм] — весь солнце, радость, движение — а это все как раз дает радость и бодрость. Это явление в живописи как раз и было протестом против черных, скучных, безрадостных картин до него. Из темных пыльных мастерских картину вынесли на природу, на свет, стали прямо писать настоящее солнце, с живого солнца — залили картины светом и радостью. И сами они всегда производят впечатление этой радости жизни, радости от случайно упавшего луча солнышка, рефлекса зелени на обнаженном теле, синего неба, красного заката, когда все кругом окрашивается в красный цвет и предметы теряют свой обычный вид, кажутся, дают впечатление (impression) необычное, некаждодневное.

И вот, первое время импрессионизм и стал заниматься этим изучением цвета, который различен от разного освещения солнцем природы и предметов. Один и тот же белый дом утром имеет одну окраску, днем другую, вечером и ночью еще свою, не похожую на свой естественный цвет. В сущности он даже никогда не бывает строго белым, так как постоянно меняет свою окраску, вернее, оттенок. И так все предметы. — Вот это-то многообразие цветов и желание [их] уловить, как можно точнее в данный момент, и было задачей импрессионистов...

ГРМ, ф. 26, ед. хр. 18, лл. 44—46.



Предыдущее письмо

Следующее письмо





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»