Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Паволока

(от слова «волочить»)

ПаволокаТермин, который применяется в иконописи. Это - ткань, которую наклеивают на иконную доску. По-другому называли приволока, настилка. Ее использовали для того, чтобы прикрыть стыки, неровности, сучки, трещинки. При наклеивании паволоки левкас органично сливался с поверхностью деревянного материала. Как правило, для иконы выбирался материал из клена, лиственницы, дуба, сосны, ели, но самой дорогой считалась икона, написанная на кипарисовой доске. Заготовку оклеивали паволокой и наносили левкас, специальный грунт. Он состоял из смешения гипсового или мелового порошка с рыбьим клеем. Особым способом приготовленный клей животного происхождения позволял соединить дерево, паволоку и левкас глубокой связкой. Скрепленная паволокой иконная доска покрывалась несколькими слоями левкаса.

Просохшая паволокаИспользование паволоки не было обязательным приемом. На некоторых иконах ее нет совсем или покрыты небольшие участки, где просматривались явные дефекты. Если иконописец работал с самым дорогим материалом из кипариса, то паволока выбиралась дорогая: ее структура имела сложное переплетение нитей. Иконная доска из более доступных видов дерева, а потому более дешевых, покрывалась простой тканью (например, серпянкой). В современной технике иконописи паволокой служит марля.

Срок жизни написанной иконы будет существенно дольше, если при ее изготовлении была использована паволока. Дерево чутко реагирует на малейшие климатические перепады. Иконная доска неминуемо рассыхается, поверхность деформируется, появившиеся трещины отрываются и выпадают. Паволока не позволяет этому процессу разрушить икону. Она служит хорошей надежной основой для нанесенного левкаса и устраняет опасность появления трещин. Единый слой, составляемый паволокой и левкасом, дает иконописцу твердую ровную поверхность, которая готова для нанесения основного рисунка.

Технология древнерусской иконописи, имеющая долгую историю развития, по-прежнему актуальна. Современные художники, работающие над созданием икон, старательно придерживаются традиционных способов изготовления, которые корнями своими уходят в далекое прошлое наших талантливых предков. Паволока по-прежнему накладывается на иконную доску, чтобы придать неповторимую основу для изображения святого лика, и обеспечить творению долгую духовную жизнь.


Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия.

Покрова Пресвятой Богородицы и образ св. Параскеви
Покрова Пресвятой Богородицы и
образ св. Параскеви.

Казанская Богоматерь
Казанская Богоматерь.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Подарок икона на www.dialog-g.ru.
 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»