Эмаль: разновидности
Эмали (от франц. Email – плавить) – в большинстве своём непрозрачные, глухие, окрашенные окислами металлов в разные цвета легкоплавкие стёкла, которые наплавляются на металл одним или несколькими слоями, что и является эмалированием.
Главные сферы применения эмалированных металлов – химическая, фармацевтическая, пищевая и электротехническая промышленность, а также строительство. Высококорозионностойкие и жароупорные покрытия из эмали применяются в реактивных двигателях, а также в аппаратах для особо агрессивных сред. Эмаль используется и при горячей деформации и термообработке особых сплавов.
Художественные эмали делятся на золотые, серебряные и медные. Эмалями украшаются ювелирные изделия, посуда и т. д.
Эмаль – это одна из наиболее древних техник, которые используются в ювелирном искусстве. Горячая и окрашенная окисями металлов пастозная масса накладывается на специально обработанную поверхность. Затем масса обжигается, в результате чего получается стекловидный цветной слой.
Также существует и холодная пастозная масса, получаемая без обжига. Также эмаль отличается и по технике нанесения и закрепления материала на поверхности.
Перегородчатые эмали заполняют ячейки, которые формируются тонкими металлическими перегородками. Они припаяны ребром по линии узора к металлической поверхности. Данные перегородки формируют чёткие линии контура. Выемчатые эмали заполняют в толще металла углубления. Такие углубления могут быть сделаны при отливке, резьбой или штамповкой. Для подобных эмалей характерна насыщенная интенсивность цветов.
Прозрачная и глухая эмаль позволяет передать объёмные формы, достигнуть ярких художественных эффектов. Ведь при плавлении эмалевая масса начинает стекать с высоких рельефных частей. Таким образом появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, которые создают ощущение теней.
В расписной или живописной эмали изделие из металла покрывается эмалью. И затем уже по эмали расписывается специальными эмалевыми красками.
Эмаль выделяют по скани (филиграни), по гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Самые ранние из эмалей, дошедших до нас – это золотые украшения и амулеты Древнего Египта. Они по технике создания похожи на перегородчатые эмали.
Самый значительный образец европейской перегородчатой эмали – это облицовка стенок алтаря в миланской церкви Сант-Амброджо, которая выполнена мастером Вольвиниусом.
Портсигар. Мастерская С.Назарова.
|
Заморские гости. М.К.Тенишева
|
Стакан. Фабрика Ивана Салтыкова.
|