Образа
Образа (от греч. eikon – образ, изображение). В католицизме и православии изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Иконописное произведение. Иконами также называются живописные священные изображения в ламаизме.
В узком смысле этого слова икона – это исполненное на доске священное изображение, которое помещается в иконостас или киот. Также может быть исполнено на холсте. Однако в широком смысле сущность иконы определяется отношением к ней как к священному изображению. Оно не зависит от материала и техники, в которых изготовлена икона.
Иконы создаются и создавались в самых разнообразных техниках: литьём (в основном бронзовым), мозаикой, резьбой по кости, камню, дереву, написанием масляными красками или темперой на холсте, дереве, штукатуркой (обычно в технике фрески водяными красками), вышивкой, в том числе бисером, тканьем, в технике эмали.
В христианстве это название живописных изображений Богоматери, Иисуса Христа, святых, которые имеют священный характер и служат предметом религиозного чествования. Это образы, которые возводят чувство и мысли молящихся к изображаемому.
Происхождение иконы восходит к началу христианства. По легенде, записанной церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос дал Свой запечатлевшийся на плате образ, которым Он утёр лицо, эдесскому царю Авгарю. В том же предании говорится, что евангелист Лука, живописец по профессии, оставил после себя несколько икон Божьей Матери.
О существовании в первые три столетия в Церкви икон свидетельствуют упоминания о них Климента Александрийского, Минуция Феликса, Тертуллиана, Оригена, Мефодия Тирского, а также вещественные памятники, которые были найдены в катакомбах. В эти века христианских гонений иконопись христиан имела в основном символический характер.
Со времени Константина I Великого иконы входят в открытое всеобщее употребление в храмах и домах. Со времени 7-го Вселенского Собора иконы становятся обязательной частью христианского культа. Иконопись также получает обширное развитие.
В более позднее время в Византийской империи постепенно устанавливаются общие типы иконописных изображений. А ещё позже на Востоке появляются так называемые иконописные подлинники. Они выступают в качестве руководств для иконописцев. В них подробно указан внешний вид каждого святого и его иконописные аксессуары.
Чудотворная икона Божией Матери. "Умиление".
|
Святая Троица. Андрей Рублёв. Около 1410 г.
|
Казанская икона Божией Матери.
|