Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Народная картинка

Народная картинка (лубок) Народная картинка – это графическое печатное произведение, которое характеризуется доходчивостью образов. Задумано для массового распространения. Выступает синонимом лубка.

Присущи сдержанность и лаконизм художественных средств: характерен грубый штрих, яркая раскраска, ориентация на декоративность эффекта, примитивная техника.

Для народных картинок свойственна развёрнутость повествования – лубочные серии, лубочные книжки-картинки, зачастую – взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи.

Лубок является разновидностью народного творчества. Он создаётся преимущественно художниками-любителями. Но к данному типу искусства относятся и профессиональные графические произведения, в которых отражены отдельные лубочно-фольклорные элементы.

Впервые лубки появляются в Китае. Эти лубки писались вручную. С VIII века они создаются на деревянных гравюрах. Ведущими техниками в европейском лубке являются гравюра на меди (появляется с XVII в), ксилография, литография (появляется с XIX века).

Сцена охоты на медведя Европейский лубок возникает с XV века. Его развитие связано с распространением массовой изобразительной продукции позднего средневековья. К такой продукции относились бумажные иконки, которые распространялись на ярмарках и в местах паломничеств.

Религиозные образы, которые возникали в лубочных картинках, постепенно утрачивая свой иератизм, приобретали оттенок нравоучительно-наглядной занимательности.

В России лубок появляется в XVII веке. Его содержание составили в основном сказки (сказка «О Ерше Ершовиче», «Еруслан Лазаревич»), песни (“Вниз по матушке по Волге»), былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник»), сюжеты бытового и авантюрного характера («Храбрый витязь Францыл Венециан», «Московский сбитенщик и ходебщик»), комические и сатирические тексты («Шут и шутиха», «Мыши кота погребают»), легендарно-исторические («Славное побоище Александра Македонского с царём Пором индийским», «Синопское сражение»), нравоучительные – «Семь смертных грехов» и т.п.

Царь Александр Македонский В восемнадцатом веке лубок в России имел композиционно-декоративное единство, которое иногда рождало впечатление настоящей монументальности. Стилистическим единством также отличалась и раскраска, которой была свойственна независимость от техник профессиональной графики.


Индийская лубочная картинка
Индийская
лубочная картинка.

Парамошка с Савушкой в карты играл (лубок)
Парамошка с Савушкой
в карты играл.
Лубок. 1760-е г.

Возвращение блудного сына
Возвращение
блудного сына.
Русский лубок.
Начало 19 века.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»