Ранняя классика: произведения скульптуры
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Во второй четверти пятого века до н.э. в греческом искусстве происходят немалые перемены. Ярким свидетельством этому являются созданные из мрамора статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. В сражениях людей и кентавров, которые отражают некоторые скульптуры, звучит тема дикости и темноты, которые побеждает светлая и разумная человеческая природа.
Греческий хор, который звучит во время исполнения драмы Софокла «Антигона», прославляет человека. Он в поэтической форме выражает чувства, которые и составили основу пластических образов западного фронтона храма Зевса. Тема борьбы света и тьмы, разума и невежества, добра и зла, которая в дальнейшем красной нитью будет проходить через всю европейскую культуру, в искусстве античности уже в этот период получает яркое и выразительное воплощение.
Ближе к центру напряжение в композиции фронтона нарастает. Оно разрешается, наконец, во внешне спокойной точёной фигуре сильного и молодого бога, который олицетворяет светлые начала мира. Аполлон показан решительно повернувшим голову. Его рука резко вытянута в беспредельно повелительном и властном жесте. В левой руке зажат лук. В душе Аполлона кипят страсти. Он полон энергии, хотя это и не отражается на его лице, преисполненном сдержанной и могучей силы.
Божественная властность проступает во внешнем облике Аполлона, но не в деталях. Её не видно, к примеру, в глазах или губах. Лицо Аполлона здесь воспринимается основным композиционным пунктом.
Декор олимпийского храма Зевса не ограничивается фронтонами. На двенадцати рельефных метопах, созданных из паросского мрамора и находившихся в постикуме и пронаосе, были изображены подвиги Геракла.
Гесперида, Геракл, Атлант. Метопа храма Зевса в Олимпии. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|
Фрагмент западного фронтона храма Зевса в Олимпии. I половина V в. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|
Аполлон Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. 470—456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия, Музей.
|