Художники Латемской школы
Латемская школа – бельгийское сообщество живописцев, которые жили и работали в деревне Синт-Мартенс-Латем, расположившейся рядом с Гентом.
«1-я латемская группа» сформировалась в 1898 – 1899 годах. Произведениям её мастеров – выдающимся представителям стиля модерн и символизма, таким как живописцы Густав ванн де Вустейне и Валериус де Саделер, скульптор Жорж Минне, свойственны ностальгия за патриархальной стариной, тяга к старинной живописной традиции Нидерланд, приверженность к сельской Фландрии, символический мистицизм и стилизация, мотивы поэтического пессимизма.
Главой второй латемской группы стал Констан Пермеке (1886 – 1952 г.). В больших и размашисто написанных картинах Пермеке сюжеты, традиционные для бельгийского искусства, - море, образы крестьян, земля, - окрашены в тона сильного душевного смятения и трагизма.
Несмотря на нарочитость деформации, подчёркнутость грубости и ограниченности образов крестьян, в картинах видна симпатия и сопереживание живописца людям. Эти экспрессивные эмоции позволили Пармеке создать эмоционально волнующие образы.
Глухой мрачноватый колорит, неподвижность образов людей, невнятность действия сообщают зрителю настроение безысходности и скорбных предчувствий.
Жан Брюссельманс (1884 – 1953 г.) и Гюстав де Смет (1877 – 1943 г.) по-своему преобразовывали экспрессионистские принципы. Первый – доводя до пронзительной силы и постоянно повышая цветовую гамму своих пейзажей, второй – прорабатывая композиционную стройность полотен и упрощая формы.
Внимание к цвету, как к носителю эмоционального воздействия в картинах, связывало Брюссельманса с группой «Брабантских фовистов». К ней также примыкали Э. Тайтгат, Ф. Кокс, Р. Ваутсрс.
Особой ценностью является творчество Рика Ваутерса (1882 – 1916 г.). Увлечённость ярким декоративизмом сочетаний цветов не заслоняет для него психологических свойств его моделей.
В противоположность фовистам Франции, Ваутерс выражает объёмность и пластику вещей. Таковы его «Урок» (Брюссель, Музей изящных искусств, 1912 год), «Неле в красном» (частное собрание, 1915 г.), «Автопортрет с чёрной повязкой» (Анверпен, собрание Л. ванн Богарт, 1915 г.).
Данные представители латемской школы обогатили бельгийскую живопись совершенно новыми мотивами и настроениями.
Неле в красном. Рик Ваутерс, 1915 г.
|
Фруктовый сад. Валериус де Саделер.
|
Мужик. Густав ван де Вустейне.
|