Поздняя классика: особенности
Потеря гражданственных идеалов, рост настроений индивидуализма, кризис полисной системы привели в результате к общему изменению мировоззрения в искусстве конца пятого века до н.э.
Всё чаще наряду с живописными начинают применяться и рельефные изображения. Например такова гидрия из Эрмитажа, где изображён спор Афины и Посейдона, а также лекифы мастера Ксенофанта из того же собрания. Керамисты любили создавать также и изящные фигурные сосуды для душистых масел.
С течением времени вазописцы переходили к беглой манере, и изображения снова сводились к узорам. Мастерам была важна не только сюжетная выразительность фигуры, но и её роль цветового пятна на поверхности амфоры.
В рисунках четвёртого века предметы зачастую теряли чёткость очертаний, свойственную им до этого. Поздние росписи характеризуются беглостью и небрежностью рисунка. Контуры изображений становятся расплывчатыми, на поверхности сосудов появляются живописные пятна, края которых размыты.
Мастера начинают пользоваться кистью, а не пером, как делали их предшественники, которые с помощь пера рисовали тонкие и изящные линии.
Вероятно, вазописцы, которые отходили от своих графических принципов, пытались тем самым сблизиться с живописцами. И после безуспешного соперничества с последними, постепенно исчерпали свои возможности.
Высокое качество исполнения росписей дольше других удалось сохранить кампанским, луканским и апулийским керамическим мастерским, находившимся в греческих городах Апеннинского полуострова. Они создали свои яркие и красочные росписи в четвёртом веке.
С утратой гражданственного фундамента высокой классики в искусстве четвёртого века до н.э. появляются новые черты. Нарушение в жизни города-полиса гармонии вызвало перемены в художественном отражении мира. Заказчик частный становится важнее общественного.
У мастеров преобладает интерес не к божественным, а к человеческим образам. Художников начинает привлекать чувственность, а не рационализм. Скульптура и архитектура играет всё большее значение, тогда как вазописи уделяется всё меньшее внимание.
В архитектуре четвёртого века начинают преобладать крайности. Наряду с громадным Мавзолеем в Галикарнассе и храмом Артемиды Эфесской соседствуют небольшие постройки с декоративным решением форм, такие как памятник Лисикрата.
Фигурный сосуд. IV в. до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
|
Фигурный сосуд иа Фанагории в виде сфинкса. Конец V в. до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
|
Царица ваз. Гидрия. IV в. до н.э.
|
Лекиф с изображением женщин в сопровождении Эроса и Афродиты в стиле вазописца Мидия. 410—400 гг. до н.э. Париж. Лувр.
|