Авангардизм
Авангардизм (от франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) – тенденция отрицания исторически закреплённой традиции и преемственности, поиск и эксперимент, касающийся новых путей и форм в искусстве. Противоположное академизму понятие.
Однако и у авангардизма есть свои истоки, так как он вырос из искусства периода Модерна.
Несмотря на принципиальное противостояние авангардного искусства и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы членов авангардистского движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта», освобождённого от груза прошлого и примитивного копирования форм внешнего мира, идеи художественного авангарда близки духовным метаниям искусства на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков.
Авангардизму свойственна собственная романтическая мифология.
Романтической и даже религиозной есть основная идея авангардизма, заключающаяся в абсолютизации самого творческого акта, которая не предполагает, что само художественное произведение уже самодостаточно. И что деятельность художника оправдывается самим творческим процессом, в котором и раскрывается «истинная реальность», а результат этого творчества не столь важен. В данном положении проявляется преемственность наиболее крайних выражений искусства авангарда символизма периода Модерна.
Однако следует признать опасным и чрезмерное расширение данного понятия, исходя из значения данного слова.
Если понимать авангардизм как «передовой отряд, который готов жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения нужной задачи», то подобное прочтение данного термина приводит к мысли, что авангард возник много столетий тому назад при переходе от одной эпохи к другой, то есть не является направлением искусства исключительно двадцатого века.
Если исходить из предположения, что искусство авангарда берёт свои идеи из неиссякаемого источника прошлого и архаичного сознания и представляет собой переосмысление прошлого, а не упадок, то стушёвывается и размывается наиболее существенная черта авангардизма – враждебное и непримиримое отношение авангардистов к истории культуры. Есть множество доказательств подобного отношения.
Если в искусстве двадцатого века на самом деле происходит «расставание с человеком», это и есть антиисторическое и антикультурное движение.
Обнаженная перед зеркалом. Пьер Боннар.
|
Белый кот. Пьер Боннар. 1894 год.
|
Открытое окно. Пьер Боннар. 1921 год.
|