Архаический период: вазовые росписи
В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
Постепенно в вазовую роспись приходит гармония. Таковы росписи Софила из Афин. Изображает ли он горделиво и быстро мчащихся на состязании рысаков или горделиво шествующих богов – везде в его линиях ощущается гармония и величавая торжественность.
В росписи кратера мастеров из Атики – Эрготима и Клития ширина нижних и верхних фризов меньше в сравнении с центральным. Наиболее значительные и высокие образы находятся в средней композиции. Менее значимые – внизу или вверху. Распределение фигур похоже на их размещение во фронтонных храмовых композициях. Ведущие персонажи находятся в центре и крупнее остальных, второстепенные – изображены по краям и более мелкими. На росписи представлены самые различные – трагические, комические, возвышенные сюжеты. В центре изображено торжественное шествие олимпийцев на свадьбе Фетиды и Пелея. Под ними идёт сцена из Троянской войны – преследование Троила Ахиллом. Ниже находится фриз с пальметтами и животными, а на ножке, в качестве низкого жанра, изображена комическая сцена сражения журавлей и пигмеев.
Выше главного фриза мастер изображает скачки – состязания на погребении Патрокла и кентавромахию, представленные во всём великолепии чёрнофигурной техники. Художник уверенно начертал силуэты быстро мчащихся рысаков:
"Быстро ринулись кони вперед по широкой равнине
Прочь от ахейских судов. Под копытами их поднималась
Пыль и стояла под грудью, подобно туману иль вихрю,
Гривы густые коней развевались с дыханием ветра;
То многоплодной земли на бегу колесницы касались,
То высоко подлетали на воздух. Возницы конями
Правили стоя. В груди колотилось безудержно сердце
Жаждой победы. И криком возницы коней ободряли,
Каждый своих. И, пыля, летели они по равнине".
Коринфская чернофигурная амфора. Около 575—550 гг. до н.э. Париж, Лувр.
|
Кратер. Клитий и Эрготим. Середина VI в. до н.э. Флоренция, Археологический музей.
|
Прощание воинов. Гидрия. Лидос. Около 570—560 гг. до н.э. Лувр. Париж.
|