Рака Святой Урсулы – это знаменитое произведение искусства периода Северного Возрождения. Она хранится в нидерландском городе Брюгге в Госпитале Святого Иоанна.
Рака – это небольшой реликварий архитектонического типа, сделанный из дерева. Он создан в виде готического храма, с фиалами, двускатной кровлей, флероном и крестоцветами. Этот реликварий привёз из Палестины (Светой земли) Ансельм Адорн – канцлер бургундского герцога Карла Смелого (1467 – 1477).
Знаменитый живописец из Нидерландов Ханс Мемлинг (1435 – 1494) в тот период создавал картины для монахинь Госпиталя, в котором до сих пор находятся его произведения. Мемлинг расписал также и раку Святой Урсулы. На торце реликвария он изобразил эту христианскую мученицу в образе Матери Милосердия.
На боковых сторонах реликвария, в разделённых колонками «окошках», художник поместил шесть миниатюрных композиций. В длину по каждой стороне они достигают около 11 сантиметров.
На них изображены сцены: «Прибытие Урсулы в Кёльн» - на дальнем плане картины виден недостроенный Кёльнский собор, «Плавание по Рейну», «Прибытие в Базель» и др.
Эту миниатюрную и изысканную живопись можно увидеть как следует лишь через увеличительное стекло – только тогда становится видна каждая деталь. Несмотря на миниатюрность, живопись отличается яркостью и сочностью красок, композиционной целостностью, чистотой формы.
21 октября 1489 года в присутствии епископа в Брюгге произошла церемония вложения реликвии в Госпиталь Святого Иоанна. С того времени этот шедевр не покидал этого здания.
Этому уникальному произведению посвящена масса восторженных отзывов.
Но некоторые живописцы всё же отнеслись к нему более сдержанно, чем большинство художников. Среди них особой известностью пользуется авторитетное мнение французского художника и искусствоведа Э. Фромантена: «Я ничего не могу сказать вам о наиболее знаменитом произведении Мемлинга «Раке Св. Урсулы». Считаю, что мнение о том, что это самое лучшее его произведение неверно. Данная миниатюра, написанная масляными красками, крайне искусна и изысканна в одних деталях, но наивна и ребяческая во многих других. Она – плод волшебного вдохновения, однако, говоря честно, произведение достаточно мелочное. В данной картине живопись не только не продвинулась вперёд, но словно даже вернулась вспять по сравнению с живописью ван Эйка и даже ванн дер Вейдена».
|
|