Наскальное искусство: специфика
Наскальное искусство – это различные изображения, которые созданы на скалах, валунах, пещерных сводах, каменных блоках: живопись, рисунки, рельефы, петроглифы.
В своё время подлинной сенсацией стало открытие палеолитического искусства. Это искусство преимущественно представлено наскальными рисунками в Западной Европе.
Тогда в середине девятнадцатого века не было известно искусство более древнее, чем кельтское или искусство Древнего Египта. Поэтому считалось, что любые предшествующие формы искусства, которые могут быть обнаружены, будут более примитивны.
Очень непросто было поверить в то, что в древние времена – от десяти до тридцати тысяч лет тому назад в Европе существовало искусство, достойное искреннего восхищения.
Чаще всего наскальные рисунки встречаются в доступных местах, на высоте полтора – два метра. Такие рисунки обнаруживали и в труднодоступных местах. Иногда они были нанесены даже там, куда художник вероятнее всего не мог добраться без посторонней помощи или без вспомогательной конструкции.
Также существуют рисунки, которые находятся на потолке, настолько низко нависающим над пещерным туннелем или гротом, что сразу увидеть всё изображение, как для нас сейчас привычно, просто невозможно. Однако для художника первобытного времени общий эстетический эффект не являлся первоочередной задачей.
Некоторые художники эпохи палеолита стремились нанести изображение выше того уровня, который можно достичь естественным путём. Для этого мастер был вынужден использовать камень, приваленный к скале или простейшую лестницу.
Тому, кто увидит впервые образцы искусства эпохи палеолита, непременно бросится в глаза отсутствие композиции и частая суперпозиция изображений. При этом отдельные группы и образы настолько впечатляют, что нельзя удержаться от вывода, что первобытный художник задумал и изобразил их как что-то цельное. Даже если плоскостная или пространственная концепция и имела место в искусстве палеолита, то она кардинальным образом отличалась от наших современных представлений.
Значительные отличия присутствуют и в очередности отображения отдельных частей тела. В образе видения европейца звериное или человеческое тело - это система, которая состоит из частей разной значимости. Но художники каменного века применяли иной порядок. На некоторых рисунках не хватало именно головы, считавшейся, по-видимому, второстепенной деталью.
Наскальные рисунки. Драконовы горы, ЮАР.
|
Танец. Роспись Лльейда. Испанияы.
|