Воплощение жизненного потока, превращений и изменений, которое из-за жёсткого гнёта политической цензуры в 1880 – 1890 годах было невозможно в жанрах академического искусства, в России оказалось актуальным лишь в пейзажном жанре. Отсюда походит «пейзажное видение» или «пейзажный период» в русском искусстве последней трети девятнадцатого века.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) наиболее полно воплотил в своём творчестве тему изменчивости и подвижности природы, её музыкальность и вариационность. Левитан был учеником А.К. Саврасова, у которого прошёл обучение в Московском Училище живописи ваяния и зодчества. Кисти И.И. Левитана принадлежит лирический, камерный пейзаж. В картинах художника видна безбрежность и широта российской природы, которая сочетается с трепетным, глубоко личным, меланхолическим переживанием художником действительности.
Скорбь, тревога и печаль, которой пронизаны полотна Левитана, сделали их «пейзажами настроения». Удивительна раздвоенность живописца. С одной стороны его искусство по всем признакам обрисовки пейзажей принадлежит русской культуре, а с другой – левитановская печаль имеет в своей основе извечную тоску еврейского народа о потерянном рае. И это не удивительно, ведь живописец родился в бедной еврейской семье, жившей в Литве.
Живописец К.А. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Я бы желал выразить грусть. Тоска эта во мне, она внутри меня. Но она разлита и в природе…». Современники Левитана свидетельствуют, что он «любил тайную печаль» и беспрестанно искал «настроения и мотива». Он любил бывать в одиночестве, часто плакал и впадал в меланхолию. Но несмотря на меланхолические особенности характера художника, творчество Левитана не сентиментально. Об этом говорит, к примеру, его эпический пейзаж «Над вечным покоем». Художник умел выбрать частный, незаметный внешне и, как могло бы показаться, незначительный образ-мотив, в котором природа, «остановившаяся в своей печали», выражает движение и изменение своего состояния.
Полотна Левитана несколько проигрывают в композиционном и цветовом отношении. Фантазию художника сковала академическая школа и передвижническая провинциальная традиция.
|
|