Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Жизнь в творчестве > Кустодиев и Русская народная художественная культура > Кустодиев и Русская народная художественная культура

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12

Как бытописатель Кустодиев сказал о провинциальном быте Поволжья столько, сколько могли бы сказать историки, этнографы и социологи. Например, по изображениям народного площадного театра можно изучать его историю, как это уже делают специалисты по истории русского народного театра".

Но при всей своей конкретности, достоверности и жизненной убедительности произведения, созданные Кустодиевым, в определенной степени фантастичны, так как рождены игрой воображения, — пышнотелость женщин, бьющее через край народное веселье. Это художественный образ, выражающий представление Кустодиева о своей родине — такой изобильной и радостной видел и хотел видеть он Россию.

Б.М. Кустодиев в своих крестьянских жанрах изображает современное ему крестьянство. Он не только строго современен в изображении народного костюма, народного обряда, изделий декоративно-прикладного искусства, но и отрицает саму возможность обращения к старинному народному художественному быту.

Труд (эскиз панно-штандарта)
Труд. Эскиз панно-штандарта.

В то же время, изображая купечество, он рисует его таким, каким мы его знаем по произведениям А.Н. Островского. Кустодиев показывает купцов, которые недавно разбогатели, возможно, даже вышли из беднейших слоев населения. Это купцы в первом поколении, недавние крестьяне, трудом и упорством выбившиеся «в люди».

Художник рисует купечество на раннем этапе развития российской буржуазии. Это перекупщики и торговцы, владельцы небольших магазинов, мастерских и лавочек (хотя в той же Кинешме, которая, как и Кострома, широко вошла в творчество Кустодиева, в начале века была развита текстильная промышленность, начинали развиваться чугунолитейная, химическая, деревообделочная).

Купцы Кустодиева дорвались до богатства, упиваются им, кичливо его демонстрируют: собольи шубы, шелковые платья, дорогие шали, драгоценности, рысаков, обитые плюшем сани с коврами. Наивное чванство людей, сосредоточенных только на приобретении вещей, происходит от косности, невежества, неумения даже воспользоваться деньгами и выражается в одном — накоплении. Это особенность русской буржуазии на раннем этапе ее существования.

Сыновья современных Кустодиеву русских купцов учатся в университетах, приобретают помещичьи усадьбы, ездят в Европу, увлекаются искусством, меценатствуют. Но эти купцы не интересуют художника. Русские купцы из-за особенностей исторического развития России — страны по преимуществу крестьянской — чаще всего были выходцами из деревни и приносили в свою новую жизнь вкусы и традиции крестьянские. Их эстетические идеалы были еще связаны с деревенским образом жизни. Кустодиев изображает своих купцов на той стадии социального развития, когда они еще не успели оторваться от народа в своем быту, на них лежит отсвет народной художественной культуры.

А так как именно в крестьянской, а не помещичьей среде, приобщенной к европейской цивилизации, сохранились древние национальные устои, то купечество в России являлось также как бы и воспреемником и хранителем исконно национальных традиций, хотя в утрированном, уродливом виде.

Именно это важно для Кустодиева. Купцы Кустодиева, пренебрегая европейской модой, придерживаются «своего», древнего, исконного и пользуются тем, что создано народом, его гением. Шали, ковры, сундуки, сани, посуда и еще огромное множество вещей, составляющих купеческий быт, создано руками народа. И то, что народ создает, но не может потреблять сам, купец потребляет в излишестве и чрезмерности; созданное руками народа оседает у купцов как накопленное богатство, теряя свою функциональность и превращаясь в склады вещей. Отсюда широкая натюрмортность полотен Кустодиева, проявляющаяся как в изобилии вещей, так и еды — почти в раблезианской чрезмерности.

Народ в изображении Кустодиева деятелен, активен, созидателен; купечество лениво, малоподвижно, пассивно. Его единственная жизненная функция— это потребление вещей, пищи, творческой инициативы народа. Народ у Кустодиева развлекается только в праздники, в остальное время он — великий труженик (тема крестьянского труда у Кустодиева получила достаточно широкое отражение), жизнь купечества — это сплошной отдых, сонное царство, прерываемое только едой, прогулками, выходами в гости. Купеческие чаепития у Кустодиева — бесконечно длящееся состояние, почти ритуал.

Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна (1921 г.)
Праздник на площади Урицкого в честь открытия
II Конгресса Коминтерна (1921 г.)

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»