|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Если собрать воедино хотя бы только шали и сундуки Кустодиева, столь щедро разбросанные в его произведениях, то уже это одно составило бы большую и красочную коллекцию, где ни одна вещь не повторяла другую. Художник почувствовал, как поэтически воспринимает народ мир, природу, явления жизни. Искусство Кустодиева — это своеобразный народный календарь. Он знал обрядовую сторону религиозных праздников, отмечаемых народом, и в своем творчестве показал в первую очередь праздники, связанные с древней народной традицией, в которых особенно широко отразилась народная творческая инициатива. Для Кустодиева народная культура — не застывшая, остановившаяся на определенных канонах, а живая, развивающаяся, меняющаяся, как живет, развивается и меняется сам народ. Кустодиев не разделял поэтому ламентаций по поводу умирания бытовавших ранее в народном быту форм, он воспринимал культуру народа как жизнеспособную, не нуждающуюся в реанимации профессионалами. Исследователи народного творчества отмечают обычно замедленность процесса его развития, устойчивость его эстетических норм и представлений, художественных традиций. Б.М. Кустодиев акцентирует в народной культуре другое — ее способность к развитию. В этом видел он залог социальной жизнеспособности народа.
Так же как отметил художник изменения в костюме, праздничном танце и песенном репертуаре народа, так отразил он изменения, произошедшие в народном декоративно-прикладном искусстве — не только в характере и ассортименте производимых в народной среде вещей, но и в самом характере их производства и потребления. Он видел, что народное искусство все менее связано с натуральным хозяйством, что теперь оно носит характер массового производства, промысла, рассчитано не на удовлетворение собственных нужд крестьянина, а на продажу — жостовские подносы, макарьевские и уральские сундуки, павловские шали, курские ковры, гжельский фарфор. Кустодиев показал процесс отчуждения изделий творчества от их производителя, творца. Созданное народом, рожденное его фантазией, творческим гением, потребляется купцами, способствует их обогащению. Но народный дух неиссякаем, и Кустодиев своим искусством показывает многообразные проявления созидательных возможностей народа во всех областях художественного творчества.
|
Красавица. 1915 г.
|
Народ в представлении Б.М. Кустодиева — великий оптимист, в нем живет неистребимая потребность в радости. Она проявляется в полнокровности и разнообразии форм народного декоративно-прикладного искусства, насыщенности его цветом как выражение народного представления о красоте и богатстве. Народ, показал Кустодиев в своих деревенских праздниках, ярмарках, масленицах, балаганах, пользуется всякой возможностью радоваться, отдается этой радости со всей полнотой души, утоляя мечту о счастливой жизни, свободе, равенстве и изобилии. Кустодиев вошел в отечественное искусство как художник праздника, праздничное веселье разлилось в его искусстве бурной и широкой рекой. Художник идеализирует народное гулянье — праздник. В его полотнах нет нищих и пьяниц (есть подгулявшие), которые были непременным сопровождением праздников. Он видел это все в жизни: «Дождь, грязь, слякоть, пьяное мужичье, ужасающие мостовые... » Но ничего этого не допускал в свое искусство — он творил образ радости.
В этом идеальном образе часто есть и лукавый юмор. В «Масленице» (1919 г.) афиша с изображением силачей перекликается с вывесками трактира и булочной. В этой перекличке физической силы и обильной еды — приправа шутки, игры, в которой кроется секрет обаяния искусства Кустодиева. Праздничность искусства Кустодиева воспринята им от народного мироощущения и уходит корнями в народную художественную культуру. Б.М. Кустодиев понял существеннейшую особенность народного искусства — коллективность творчества — и по-своему претворил ее в своем собственном искусстве. Народ у Кустодиева — коллективный художник, его искусство не знает индивидуального героя (свой интерес к отдельной личности Кустодиев удовлетворяет в портретной живописи, скульптуре и графике). Герой произведений Кустодиева — это масса, праздничная толпа, она живет и действует на улицах и площадях. Коллективность народного творчества выразилась в широкой зрелищности полотен Кустодиева, отражавшего стремление к ней народных художников в разных областях их деятельности: в декоративно-прикладном искусстве, изделия которого обычно предназначались для широкой зрительской аудитории — большой семьи, рода, коллектива села (ярмарки — те же зрелища, демонстрация умения и одаренности), в вывесках, апеллирующих к массовому зрителю и выражающих народные представления о довольстве. Вывески — народная реклама — были у Кустодиева знаком богатства и изобилия, выражали творческие устремления народа в изобразительном фольклоре города. В условиях города, говорил Кустодиев, творческая инициатива не умерла, а, опираясь на традиции крестьянской живописи, дала новый жизнеспособный росток искусства.
|
Красавица, фрагмент.
|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |