Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Жизнь в творчестве > Кустодиев и Русская народная художественная культура > Кустодиев и Русская народная художественная культура

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12

Крестьяне в деревенских жанрах Кустодиева одеты в современные тройки— брюки, пиджак, жилет, фабричные или сшитые на городской манер платья, картузы; даже старики почти не носят у него зипунов и армяков, а тем более валяных колпаков, какие носили в деревне мужики во времена Некрасова1. Они обычно одеты в городские пиджаки, брюки, жилеты, хотя их одежда сшита из домотканого полотна, а обуты они в лапти.

Деревенский праздник (1910 г.)
Деревенский праздник. 1910 г.

Крестьяне в «Ярмарке» (1906) одеты почти так же, как фабричные работницы в его «Первомайской демонстрации Путиловского завода» (1906). Даже в праздники женщины в картинах Кустодиева не надевают сарафаны и душегреи, жемчужные кики и кокошники, хотя в глубине Верхнего Поволжья в начале века еще сохранился старинный народный костюм. Например, еще в 1908 году в древнем Галиче на ярмарке были сфотографированы старинные женские наряды2.

Б.М. Кустодиев, несомненно, бывал в Галиче, когда жил в селе Семеновское-Лапотное, собирая там материал для своей дипломной работы «На базаре» (1903). Семеновское-Лапотное стоит на древнем Галичском тракте. Да и деревня Маурино, где позднее построил Кустодиев свой дом-мастерскую «Терем», находилась в этом районе. Но тем не менее художник не соблазнился нарядностью и богатством старинной женской одежды и остался верным жизненной правде.

Танцы молодежи в крестьянских жанрах Кустодиева это уже не те плавные хороводы, которые мы знали, например, по «Северной идиллии» К. Коровина. На праздничных гуляньях Кустодиева крестьянские девушки и парни танцуют под гармошку, поют частушки («Праздник в деревне», 1907). Естественное и непринужденное вживание Б.М. Кустодиева в народную художественную культуру могло произойти потому, что он не просто следовал ей, но постиг ее в самых сущностных закономерностях. Постижение же этих закономерностей оказалось возможным только вследствие того, что он воспринял народную художественную культуру в целом, как никто из старых и современных ему русских художников: декоративно-прикладное искусство, архитектуру, народный театр, фольклор, народный танец, музыку, народную философскую мысль, и в соответствии с этим творил собственное искусство. Какие же особенности и закономерности народного художественного творчества обратили на себя внимание художника, как воспринял он их и претворил в своем искусстве?

Борис Михайлович Кустодиев видел в народе великого художника и чувствовал его неиссякаемую жажду творчества в изукрашенности его быта, в обрядах, фольклоре, народном площадном театре. «От яркой расписной люльки до резного намогильного креста сопутствовал художественный труд жизни народной»3, — писал исследователь крестьянского искусства В.С. Воронов.

Конечно, дореволюционная крестьянская изба далеко не была музеем народного искусства — нищета русского крестьянина достаточно широко отражена в русской литературе и искусстве. Да и сам Кустодиев как бы в подтверждение этого показал бедное и покосившееся крестьянское жилище в картине «Изба» (1909). Но, во-первых, бедность крестьян не исключала их стремления к художественному творчеству, во-вторых, Кустодиев и не изображал в своих жанрах интерьера крестьянского жилища. Он писал ярмарки и народные гулянья, где творческие возможности народа выражались особенно концентрированно, как бы демонстрируя, на что способен народ и что рассеяно в его быту.

Девушка на Волге (1915 г.)
Девушка на Волге. 1915 г.

Кустодиев изобразил множество бытовых вещей, созданных художественной традицией: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали, ткани, посуду. Все это создано и украшено руками народа, всем этим восхищался Кустодиев и широко вводил в свое искусство.


1 Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» называет их шлыками. Что касается домотканых полотен, то их производство, например, в окрестностях Кинешмы сохранялось еще в 1930—1940-х годах.
2 В щелыковском доме Соболева автором записаны сведения о старинном костюме (кокошник, телогрея), 70 лет хранящемся у жительницы села Александровская Фабрика (близ села Островского), полученном ею в приданое.
3 Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М., 1927. С. 37.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»