Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Жизнь в творчестве > Кустодиев и Русская народная художественная культура > Кустодиев и Русская народная художественная культура

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12

Созидателем и творцом показал народ Кустодиев. «Народ — великий художник», — утверждал он своим творчеством. Унынию, тоске, ощущению конца мира современных ему литературы и искусства он противопоставил народное жизнеприятие, радость и оптимизм. В красоте, создаваемой народом, видел Б.М. Кустодиев свидетельство его социального здоровья. Именно в народе для него была сила, решающая судьбу России, ее будущее.

Кустодиев глубоко верил в талантливость своего народа и поэтому воспринял Октябрьскую революцию как высшее выражение его жизнедеятельности. Для него не было сомнений в выборе своего пути: у него единственный путь — вместе с народом. Его слова, сказанные К. Петрову-Водкину, «я работаю для массы» не были звонкой фразой, они доказаны его творчеством и жизнью.

Б.М. Кустодиев был истинно народным художником. Он знал душу, характер и стремления своего народа, поэтому он так просто и естественно вошел в советскую культуру и нашел свое место в новом искусстве. В первые годы революции, когда особенное значение приобрели массовые агитационные формы искусства, Кустодиев создавал свои плакаты, обращенные к широкой рабочей и крестьянской аудитории.

Плакаты Кустодиева несли в массы важнейшие идеи времени: призывали к единению рабочего класса и крестьянства, ликвидации безграмотности, овладению культурой и политическими знаниями.

Художника привлекала новая форма русской песенной традиции — частушка с ее энергией и активностью образного строя. В частушке он видел общность с лубком и сочетал в своих народных картинках изображение и стихотворный текст. До революции Кустодиев не работал в лубке, более того, из всех проявлений народной художественной культуры лубок им был обойден. Те псевдонародные картинки, которые распространялись среди народа, Кустодиев, конечно, не мог принять за проявление современного ему народного творчества.

Троицын день (1920 г.)
Троицын день. 1920 г.

Не вводя лубок как объект народного искусства в свои произведения, Кустодиев, однако, многое воспринял из изобразительной речи лубка — метафоричность, декоративность, открытый цвет, но, думается, в целом лубок оказал на художника меньшее влияние, чем народная роспись, особенно вывеска и верхневолжская, в частности Городецкая, роспись по дереву с их яркой живописностью.

В революционные годы отношение Кустодиева к лубку изменилось, он видит в новой действительности возможности для возрождения лубка и сам начинает работать в этой области. Задачи лубка художник отделял от задач плаката. Если его плакаты несли в массы конкретные знания и призывали к конкретным действиям, то в лубке художник подчеркивал образное начало. В лубке «Земляничку я сбирала... » изображена советская крестьянка, раскрепощенная женщина России, но приметы нового включены в общую декоративную, песенную структуру образа.

Свои лубки Кустодиев выполнял в линолеуме в 1925—1926 годы, и сам факт обращения к эстампу определялся стремлением художника работать на широкого зрителя.

Кустодиев откликался на любую возможность работать для народа. Кроме плакатов и лубков он делает обложки для массовых журналов «Красная Нива» и «Красная панорама», марки, рисунки для почтовой бумаги. Он принимал участие в оформлении массовых празднеств и манифестаций, мечтал о клубах для народа и хотел бы сам расписывать их.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12





японская косметика профессиональная для лица
 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»