|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17
Здесь водили хороводы, пели народные песни. Это был праздник победы русского народа, праздник, исполненный патриотического смысла. Непостижимо, как в наше время, когда тратятся огромные деньги на реставрацию, можно было разрушить такой важный для русской истории мемориал1.
Если иметь в виду разобранные церкви, часовню, площадь, которая была в городе центральным торгом во времена Кустодиева, то лес, изображенный на втором плане картины, будет не приволжским. Художник, видимо, изобразил лес в районе городской больницы. Старожилы говорят, что раньше он был густой и дремучий.
А если дать волю фантазии, то в избушке в глубине картины, стоящей несколько поодаль от других изб, можно увидеть знаменитую кинешемскую «Пустыньку», которую видели еще в 1838 году братья Г. и Н. Чернецовы. Она и сейчас стоит в парке у обрыва, иконостас из нее взял на хранение Палехский музей, а над ней постоянно висит угроза быть уничтоженной.
|
Кинешма, Успенская церковь 18 века.
|
О своем прочтении «Ярмарки» Матвеев вместе с ленинградским краеведом В. Семеновым напечатали статью в газете «Знамя Октября», выходящей в поселке Островское. Все, что удалось обнаружить Матвееву и Семенову, документально подтвердили фотографии и иллюстрации, воспроизводимые в книгах тех лет, когда писалась «Ярмарка».
То, что открыли Матвеев и Семенов,— не случайная находка. На таком же пути стоит и Э. Выржиковский. Так же убедительно и доказательно восстанавливает он облик старого Романова-Борисоглебска, где, по его мнению, было написано кустодиевское «Гулянье» (1910) и выполнен рисунок «В соборе. Спас Нерукотворный» (1916).
Такие исследования — ценнейшие исторические свидетельства, корректирующие наше восприятие творчества Кустодиева.
Чтобы решить, выдумал или увидел в действительности художник свою русскую провинцию, надо, в первую очередь, знать ее в том виде, в каком она была во времена Кустодиева. И тогда обнаруживается важнейшее: то, что изобразил Кустодиев, не только не пригрезилось ему, оно реально существует (или недавно существовало), еще живет в памяти старожилов, в истории города.
|
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского.
|
Поиски и исследования на местах, подобно шлимановскому открытию Трои, восстанавливают то, что было в Кинешме, Костроме, Тутаеве, Астрахани, когда там жил художник. Добытая на этой основе информация, достоверная и аргументированная, исключает произвольность в решении вопроса о природе фантастического у Кустодиева. Для исследователя, не знакомого с этой информацией, пропадут многие нюансы, подтексты, ассоциации, которыми столь богато искусство Кустодиева. Так, «Купчиха» (1915), можно думать, в какой-то мере связана с Нижним Новгородом.
Вот что пишет Кустодиев Ф. Нотгафту 6 июня 1915 года, путешествуя по Волге: «...сейчас сижу на бульваре в Нижнем, — далеко-далеко видны дали на Волгу и Оку с далекими церквами и деревнями...» 16 июня снова о Нижнем: «...весь день почти просидел на берегу на бульваре — оттуда открывается дивный вид на другой луговой берег — верст на 40; близко — зеленая равнина, луга и кое-где села с белыми церквами и золочеными куполами... » 2.
Это исходное впечатление — сверху, с горы на луга и Волгу с Окой внизу — легло в основу композиционного решения картины — широких просторов нижегородского Заволжья, на фоне которых художник изобразил свою героиню. В картине на спуске к Волге справа угадывается Сергиевская церковь Благовещенского монастыря.
|
Кинешма. Пароход у пристани. 1906 г.
|
1 Можно думать, что с росписями этой церкви связаны видения Матрены, героини романа А. Потехина «Суд человеческий — не божий». А.И. Ревякин считал, что А.Н. Островский в «Грозе» изобразил сцену со Страшным судом, имея в виду эту церковь. См.: Ревякин А.И. А.Н. Островский в Щелыкове. М., 1978. 2 Б.М. Кустодиев. С. 149.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17 |