Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

Создавая обобщенный образ русской провинции, России, Кустодиев ищет такого обобщения, которое убеждало бы конкретно узнаваемыми деталями, дословными цитатами из виденного им в реальности. Он позволяет себе сочетать в одном полотне виденное им в разных городах и местах, но это не хаотическая, случайная и произвольная смесь, а строго организованное целое, где частности подтверждают главное и рождены общим. В том, как сочетается в творчестве художника «разноместное», есть свои закономерности: чаще всего архитектура и природный рельеф в его картинах связаны с Верхней Волгой — обычно это правый гористый берег, характерные спуски к реке. В воображении художника могут обобщаться впечатления от Костромы, Кинешмы, Решмы, Борисоглебска, Плеса, но всегда это Верхняя Волга, преимущественно от Ярославля до Нижнего Новгорода. То же можно сказать и об архитектурном облике мест, изображенных художником: разнообразие их форм также укладывается в определенные хронологически-стилевые границы. Излюбленные Кустодиевым формы храмовой архитектуры— это традиционное русское пятиглавие, классическая ротонда с портиком, небольшая однокупольная церковь с четырехскатной изогнутых очертаний крышей, получившая большое распространение в верхневолжских городах и селах, трех- или четырехъярусные храмы «восьмерик на четверике», особенно характерные для народной архитектуры Верхнего Поволжья.

Колокольни церквей, изображаемые Кустодиевым, имеют или шатровую форму, уходящую своими истоками в народное зодчество, — такие колокольни, хрупкие и стройные, вытянувшиеся как свечи, часто встречаются на Верхней Волге. Или это колокольни с барочными волютами и вытянутым шпилем, как колокольня Успенского собора в Кинешме. Это указывает на их петербургское (от Петропавловской крепости) происхождение. Такие колокольни получили большое распространение в бывшем Кинешемском уезде в конце XVIII века.

Купанье (1921 г.)
Купанье. 1921 г.

Гражданская архитектура в произведениях Кустодиева связана более всего с провинциальным (в верхневолжском его выражении) ампиром. В картинах Кустодиева часто встречаются ампирные особняки, прекрасные образцы которых сохранились в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Плесе. Они встречаются также и в Кинешме и ее округе (в небольших помещичьих усадьбах). В провинции ампир теряет свою строгость и приобретает мягкость, теплоту и интимность.

Кустодиев бесконечно изобретателен в сочетаниях и вариантах излюбленных им архитектурных типов и редко выходит за установленные им для себя географические или стилевые границы. Иногда художник воспроизводит полюбившийся ему архитектурный памятник дословно (как например, Костромскую каланчу или гауптвахту), чаще что-то неуловимо меняя в нем, иногда создает свои варианты знакомых ему зданий. Но всегда он варьирует их в пределах стиля.

Так же типологически убедительны в произведениях Кустодиева провинциальные строгие административные здания и деревянная жилая верхневолжская архитектура — одноэтажные или двухэтажные домики с мезонинами, галереями, парадными входами, палисадниками, наличниками, украшенными резьбой, воротами с декоративными вазами.

Город Кустодиева датируется преимущественно XVIII и началом — серединой XIX века, как это и было со многими верхневолжскими городами, получившими статус городов в екатерининское время.

Архитектурный облик верхневолжской провинции сложился во второй половине XVIII века, когда начали действовать указы «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», «О генеральном межевании», «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо».

Как известно, с 1762 по 1796 годы было сделано 400 перепланировок городов России. Различных городов Верхнего Поволжья перепланировка коснулась в разной мере, но везде в них так или иначе есть общее, уходящее своими корнями в историю русского зодчества XVIII века.

Такой русский провинциальный город вошел в творчество Кустодиева, иногда в нем встречаются церкви XVII века или здания начала XIX — начала XX века, но всегда сохранялись единство, цельность и характерность общего. Это русская провинция, Россия.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»