Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17

Сочная народная основа искусства Кустодиева звучала диссонансом на выставках «Мира искусства», его талант вносил живую струю, полную энергии и силы.

Герои Кустодиева — не тени и не видения. Они плотно обступают зрителя, жарко дышат на него; от них пахнет кожей новых сапог, цветочным мылом, жирным запахом разварных осетров, сдобными ароматами пирогов и кулебяк...

И недаром мирискусническое бытие Кустодиева — это история постоянных неприятий, доходивших в начале до намерения уйти из «Мира искусства», несмотря на то что художник был связан с некоторыми его членами крепкими дружескими узами (Добужинский, Билибин, Рерих).

В 1920-е годы на закате «Мира искусства» смягчились шероховатости былых несогласий, и мирискусническое прошлое покрылось уже элегической дымкой, но и тогда различие жизненных и творческих ориентации Кустодиева и коренных «мирискусников» не стерлось.

Принято думать, что Кустодиев «запаздывает» в своем изображении русской национальной жизни. Его купцы — не современные Кустодиеву деятели промышленного и торгового капитала.

Но это, во-первых, связано с творческой установкой художника, во-вторых, предмет изображения Кустодиева — русская верхневолжская провинция, где долго сохранялись патриархальные нравы, старый уклад жизни.

К этому надо прибавить еще и то, что в Верхнем Поволжье было сильно старообрядчество, к которому принадлежали многие купеческие семьи, а в этой среде долго сохранялось пристрастие к старой и даже старинной русской одежде, обычаям и традициям. Еще перед революцией купцы носили поддевки, высокие сапоги и окладистые бороды.

Ретроспективные искания Кустодиева, если они в какой-то мере наличествуют в творчестве художника, развиваются, на первый взгляд, в русле искусства устремленных в прошлое «мирискусников», но ретроспекция Кустодиева иная, в ней нет свойственной им насильственности, противоестественности, медитации.

Эскиз к картине Прогулка верхом (1915 г.)
Эскиз к картине "Прогулка верхом". 1915 г.

Это не тоска по прошлому и не оккультные сеансы. Кустодиевские ретроспекции это своеобразное подтверждение жизненной энергии нации, они устанавливают родство сегодняшнего дня России с ее прошлым. Это родство особенно непосредственно, естественно и закономерно проявляется в художественном творчестве народа.

Поэтому как живое в живом воспринимаются кустодиевские ярмарки, тройки и балаганы, и характерно, что русские народные гулянья не только вошли в празднества, театральные представления и манифестации 1920 и 1930-х годов, но все более широко и повсеместно развиваются в наше время, как бы подтверждая мысль Кустодиева о жизнеспособности нации, преемственности ее поколений, непрерывности и неиссякаемости народной художественной культуры, нетленности жизни.

Феномен кустодиевского творчества заключается в том, что в нем органично сочетаются преданность натуре, факту, реальности, воспитанные в художнике передвижнической школой, и свобода художественного мышления, идущая от народного творчества; конкретность, достоверность и широкая образность, фантазия, присущие народному искусству, приверженность традиции и смелое новаторство, которые и удерживают художника в русле русской реалистической культуры, и как бы обособляют его в нем.

Б.М. Кустодиев — плоть от плоти передвижничества как в его мировоззренческих тенденциях, так и в проявлениях чисто творческого процесса. Искусство Кустодиева опирается на «трех китов» передвижничества — народность, национальность, реализм. Это фундамент его творчества, его «родовой творческий генофонд». Этому художник не изменяет ни на одном этапе своего творчества.

Праздник в деревне (1907 г.)
Праздник в деревне. 1907 г.

Но как ребенок похож и не похож на своих родителей, и в этой похожести-непохожести заключены возможность непрерывности жизни, способность к ее развитию, так и Кустодиев: передвижник по своей «родословной» — он вместе с тем и нечто иное, новое по сравнению с передвижниками, похож и уже не похож на них. Он как бы представляет передвижничество на новом историческом этапе, чем должно бы, но не смогло оно стать.

Одно из главных отличий Кустодиева от передвижников заключается в том, что при всей своей преданности натуре он перешагивает ее границы, неприкосновенные для них, и выходит на просторы воображения, во многом опираясь в этом на народное художественное творчество. Раскованность мировосприятия народных художников, метафоричность, склонность к гиперболе, яркая праздничность, свобода в оперировании формой, цветом были очень привлекательны для Кустодиева, они открывали новые перспективы творчества.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»