|
Письма
Ф. Ф. НОТГАФТУ
6 июня 1913, Juan les Pins.
...Очень буду благодарен, если пришлете книг, немного скучновато без них. Если Бурлюк у Вас, пришлите и его, хотя и не стоило бы эту пакость читать1.
В Берлине я тоже был в Secession'e, и мне больше всего понравился Ходлер — удивительно сильный портрет, но смотреть его надо из противоположного конца зала, вблизи он очень груб. А кто меня особенно возмутил, это их «herr professor» Макс Либерман. Какие это портреты! Смесь Ционглинского со Шмаровым, отчаянная живопись, и отвратительно по манере. А ведь это, кажется, их «столп».
Вспоминаешь Серова с его удивительными последними портретами и видишь, какой вздор у немцев выдается за истинное искусство. А эти там модернисты, подражающие французам! Как это все жалко. Нет, конечно, наши москвичи и сильнее, здоровее и в тысячу раз таланливее. А Матисс так совсем какой-то жалкий. Конечно, natur-morte'ы Ван-Гога прекрасны — ...букет астр на красном, как запекшаяся кровь, фоне — они красивы так, как картины старых венецианцев. A Renoir'а Вы напрасно не любите — ...там вещи его неважные (кроме большой купальщицы), и старые, и очень, видимо, испорченные, а в Париже он очень хорош, я его много видал и очень люблю. В Люксембурге2 есть его дивный портрет дамы в черном у рояля, и за это надо ему многое простить. А какой он чудесный в Москве у Морозова?!!
Я не удержался и сегодня немного начал работать, иначе затоскую. Пишу киргизов в степи для Кнебеля3. Чувствую себя довольно хорошо, лежу по 1 ч[асу] на солнышке на пляже...
ГРМ, ф. 117, ед. хр. 57, лл. 11, 12.
1Речь идет о брошюре Д. Бурлюк а «Галдящие „Бенуа" и новое русское национальное искусство» (СПб., 1913), в которой Кустодиев пренебрежительно назван «вокзальным художником» (намек на работу Кустодиева для Казанского вокзала в Москве).
2Люксембургский музей — музей современного французского искусства в Париже.
3Картина «Киргизская степь» (темпера). Исполнена для издания «Русская история в картинах».
|