Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18

Правда, «Мир искусства» после своей самоликвидации в 1904 году возродился в 1910 уже иным, он пополнился новыми членами, расширился в своем составе, но во главе его по-прежнему А. Бенуа, также К. Сомов, И. Билибин, М. Добужинский. Но художника не оставляет ощущение, что он чужой здесь. Вступив в «Мир искусства», Кустодиев скоро испытывает желание уйти оттуда: «В сущности, я бы с наслаждением ушел бы от них совсем, от этих милых приятелей, если бы только было где выставляться...»1.

Первомайская демонстрация у Путиловского завода (1900 г.)
Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1900 г.

До конца жизни Кустодиев чувствовал свою обособленность в «Мире искусства», хотя тогда он уже был на «ты» с Бенуа, а ведущие художники общества были его друзьями и добрыми знакомыми. Кустодиев, видимо, всю свою жизнь испытывал к «Миру искусства» притяжение-отталкивание, как и Блок. Там было искусство, но искусство для искусства, тогда как обоих художников влекла к себе жизнь, в ней они черпали свое вдохновение, о ней размышляли они в часы своего творчества. И, видимо, Кустодиев уже в своей молодости, когда «Мир искусства» был притяжением умов творческой интеллигенции и особенно молодежи, как и Блок, чувствовал его «дух светский». Этот дух и выразил он в своем первом (несколько раз писал его) портрете И. Билибина.

Билибин — друг Кустодиева, и трудно было ожидать от художника портрета-разоблачения, и вообще такая прямая отповедь была не свойственна ему. Но все то, что хотел сказать Кустодиев о Билибине той поры, о Билибине-мирискуснике, он сказал — о его эстетстве, экстравагантности, снобизме, ретроспективизме, хотя сказал это как бы шутя, не всерьез — костюм и поза модели так контрастируют с вдумчивым лицом. Портрет Билибина выполнен в 1901 году, а в 1912, уже будучи членом «Мира искусства», Кустодиев начинает писать групповой портрет художников общества, который ему не суждено было закончить, он успел выполнить серию портретов художников «Мира искусства» и эскиз группового портрета.

В групповом портрете художников «Мира искусства», который создавался более десяти лет (1913—1926), царит обстановка изысканности, барственности, но люди, изображенные художником, серьезны, творчески одухотворены— это мастера искусства. Они все похожи не только характерностью внешности, но своей духовной сутью — сдержанный мудрец Рерих, экспансивный Петров-Водкин, балагур Билибин.

В изображении же Бенуа есть то менторское, поучающее, «пасторское», как сказал о Бенуа Виктор Шкловский, что всегда чувствовал в нем Кустодиев, к которому Бенуа был снисходителен или совсем не замечал его как критик.

Странник (из серии Русские типы, 1920 г.)
Странник. Из серии "Русские типы", 1920 г.

Но вот и Блок в 1915 году пишет: «Боюсь всех Мейерхольдов, Гайдебуровых... Бенуа». Блок говорит в 1913 году о цинизме Дягилева: «Есть в нем что-то страшное»; Кустодиев пишет в 1907 году из Венеции: «Сергей Дягилев приехал, но с ним не виделся, так как не особенно его долюбливаю».


1 Б.М. Кустодиев. С. 120.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»