Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

Это и определяло зрелищность катаний. Так воспринимал их и Кустодиев, и недаром из большой темы народных празднеств в его творчестве выделилась малая тема — русские извозчики, которой он касался в разных аспектах и которой посвятил одно из лучших своих полотен «Московский трактир».

Яркая одаренность народа, которую так целостно исследовал и так вдохновенно воспел Кустодиев, была для него залогом той веры в Россию, в ее будущее, которая оплодотворяла его искусство и была его главным творческим стимулом.

Изучая народную жизнь во всех ее аспектах и проявлениях, художник подходит на последнем этапе своей творческой деятельности к расширительному образу народа.

В свои широкие пейзажные панорамы, начиная с «Маслениц» 1916 года, Кустодиев вводит массы народа.

При этом в его полотнах или графических листах не пропадает ни один человек: непостижимым образом, вливаясь в общую массу людей, сливаясь с ней в единое целое, каждый сохраняет в ней свою самостоятельность, свой облик, свой характер.

Красная башня Троице-Сергиевской лавры (1912 г.)
Красная башня Троице-Сергиевской лавры. 1912 г.

Даже в живописи такого гиганта, как Суриков, творчество которого сыграло большую роль в формировании Кустодиева, мастера в изображении толпы, она, эта человеческая масса, состоит из отдельных типов, героев, носителей определенной идеи (может быть, более всего непосредственное ощущение толпы есть в суриковском «Взятии снежного городка»).

А у другого художника, который, несомненно, опирался на кустодиевский опыт в этом смысле, — К. Юона толпа, человеческая масса, наоборот, теряет свою слагаемость из отдельных людей и смотрится общим суммарным целым.

В произведениях Кустодиева народные толпы показаны обычно с такой естественностью и непринужденностью, так крепко слиты с архитектурно-пространственной средой, что кажется, будто они рождены самой землей, просторами страны.

Так, от изображения крестьян, купцов, приказчиков или ремесленников пришел Кустодиев к изображению русского общества.

Рассматривая русскую жизнь, художник видит ее не в одной плоскости, а как бы во вселенском круговороте космической стереоскопии, в сменяемости времен года, на переломе которых с особенной яркостью проявляется своеобразие народной жизни, сложившихся устоев национального бытия.

В произведениях Кустодиева последнего этапа творчества, особенно в 1920-е годы, как у Питера Брейгеля, с которым он, как истинно народный художник, чувствовал кровное родство, зима сменяется весной, летом, осенью, и каждое время года имеет свою окраску, свой круг народных трудов, забот и развлечений. Труд в праздничном и нарядном искусстве Кустодиева связан преимущественно со «сферой обслуживания» (извозчики, грузчики, приказчики, половые) и домашнего быта, изображенных художником обычно с добродушной или иронической усмешкой.

Осень (из серии Времена года, 1919 г.)
Осень. Из серии "Времена года", 1919 г.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»