|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
Это и определяло зрелищность катаний. Так воспринимал их и Кустодиев, и недаром из большой темы народных празднеств в его творчестве выделилась малая тема — русские извозчики, которой он касался в разных аспектах и которой посвятил одно из лучших своих полотен «Московский трактир».
Яркая одаренность народа, которую так целостно исследовал и так вдохновенно воспел Кустодиев, была для него залогом той веры в Россию, в ее будущее, которая оплодотворяла его искусство и была его главным творческим стимулом.
Изучая народную жизнь во всех ее аспектах и проявлениях, художник подходит на последнем этапе своей творческой деятельности к расширительному образу народа.
В свои широкие пейзажные панорамы, начиная с «Маслениц» 1916 года, Кустодиев вводит массы народа.
При этом в его полотнах или графических листах не пропадает ни один человек: непостижимым образом, вливаясь в общую массу людей, сливаясь с ней в единое целое, каждый сохраняет в ней свою самостоятельность, свой облик, свой характер.
|
Красная башня Троице-Сергиевской лавры. 1912 г.
|
Даже в живописи такого гиганта, как Суриков, творчество которого сыграло большую роль в формировании Кустодиева, мастера в изображении толпы, она, эта человеческая масса, состоит из отдельных типов, героев, носителей определенной идеи (может быть, более всего непосредственное ощущение толпы есть в суриковском «Взятии снежного городка»).
А у другого художника, который, несомненно, опирался на кустодиевский опыт в этом смысле, — К. Юона толпа, человеческая масса, наоборот, теряет свою слагаемость из отдельных людей и смотрится общим суммарным целым.
В произведениях Кустодиева народные толпы показаны обычно с такой естественностью и непринужденностью, так крепко слиты с архитектурно-пространственной средой, что кажется, будто они рождены самой землей, просторами страны.
Так, от изображения крестьян, купцов, приказчиков или ремесленников пришел Кустодиев к изображению русского общества.
Рассматривая русскую жизнь, художник видит ее не в одной плоскости, а как бы во вселенском круговороте космической стереоскопии, в сменяемости времен года, на переломе которых с особенной яркостью проявляется своеобразие народной жизни, сложившихся устоев национального бытия.
В произведениях Кустодиева последнего этапа творчества, особенно в 1920-е годы, как у Питера Брейгеля, с которым он, как истинно народный художник, чувствовал кровное родство, зима сменяется весной, летом, осенью, и каждое время года имеет свою окраску, свой круг народных трудов, забот и развлечений. Труд в праздничном и нарядном искусстве Кустодиева связан преимущественно со «сферой обслуживания» (извозчики, грузчики, приказчики, половые) и домашнего быта, изображенных художником обычно с добродушной или иронической усмешкой.
|
Осень. Из серии "Времена года", 1919 г.
|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11 |