Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

При всей характерности и индивидуальности облика ученого в нем есть то обобщение, которое позволяет видеть в нем образ русского интеллигента, преданного идее народного служения. Анисимов посвящает художника в свою работу, рассказывает о своих исследованиях, путешествиях, находках, помогая художнику материалами для его работы.

Зимнее гулянье на реке (1919 г.)
Зимнее гулянье на реке. 1919 г.

Как многие лучшие сыновья России, А.И. Анисимов погиб в лагерях. В 1910 году крепнут дружеские связи Кустодиева с А. Блоком, которого всегда любил и ценил художник. В 1914 году Кустодиев работает над большим скульптурным портретом Блока1.

Этот факт сам по себе характерен для Кустодиева — в своем портретном творчестве он стремится создать галерею деятелей русской художественной культуры, как свидетельство силы национального творческого духа.

Среди тех художников, писателей, актеров, музыкантов, которых в течение своей жизни изображал Кустодиев, Блок был любимой его моделью.

Их связывало глубокое духовное родство — этих столь разных по своим творческим натурам художников — и родство это была Россия. «Страдая Германией», — сказал как-то о своем военном и послевоенном творчестве Т. Манн. «Страдая Россией», воодушевленные мечтой о ее будущем, писали свои стихи Блок и свои полотна Кустодиев.

У иконы Спаса (рисунок, 1910 г.)
У иконы Спаса. Рисунок, 1910 г.

В стремлении к синтезу, крепнущем в творческом сознании Кустодиева, решающим было представление о России, его раздумья о ней, гражданская общественная позиция, его страстное стремление видеть свою родину счастливой.

Творческий путь Кустодиева от непосредственного наблюдения, натурного впечатления к выражению средствами искусства его миропонимания, социальной идеи — это путь к овладению широким понятием национального.

Как художник русской темы Кустодиев сформировался рано, в первые годы самостоятельного творчества. В 1912 году Станиславский приглашает его в Художественный театр уже как знатока русской жизни, русской провинции и предлагает ему оформление пьес А. Островского.

Но именно в последнее десятилетие жизни Кустодиев создал полотна и графические произведения, где характер русской природы, русского быта выразился так глубоко и слитно, что можно говорить о национальном в его искусстве как целостном понятии.

На этом переходе от портретно-достоверного к синтетически-типовому все, что изображает художник, приобретает расширительный смысл, потому что Кустодиев стремится теперь видеть русскую жизнь в ее общественно-исторической перспективе.

Наблюдая в течение многих лет русскую деревню и провинцию, стремясь проникнуть в глубины народного самосознания, Кустодиев как бы ставит перед собой главный вопрос своего творчества: «Что такое Россия? Каковы ее возможности, ее будущее?»

И дает исполненный веры и надежды ответ — силы и возможности России велики и неисчерпаемы. Залогом этого являются необозримые просторы страны, ее природные богатства, талантливость народа.

И тогда в искусстве художника вырисовываются контуры большого и величественного целого — русская земля с ее ширью, ее плодоносящей силой и издавна живущий здесь народ со своими традициями, устоями, особенностями национального характера.

Вербный торг у Спасских ворот (1917 г.)
Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.


1 Выполненный в пластилине, он не сохранился.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11





На сайте www.alfa-com.org система видеофикасации.
 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»