|
Борис Кустодиев
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18
Это было так ярко, так точно, что моя роль в качества режиссера, принимавшего эскизы, свелась к нулю - мне нечего было исправлять или отвергать...
Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.
|
Русская Венера. Б. Кустодиев, 1925-1926 г. | А.В. Луначарский, бывший большим другом "Блохи", искренне нас поздравлявший, сказал мне во время премьеры, состоявшейся 11 февраля 1925 года:
"Вот спектакль, который кладет на обе лопатки весь конструктивизм".
"Блоха" возвращала в театр зрелищность, яркость. Она восстанавливала в правах театрального художника.
В ней не было ни обычных для того времени конструкций, ни экспрессионистических нагромождений, ни обнаженной машинерии. В "Блохе" заявляла о себе та несомненная, бьющая через край народность, которая присутствует в лубке, шуточной песне, в лихой частушке, в пословицах.
Это был Театр!
Это было чародейство, под стать колдовству вахтанговской "Турандот".
И если сейчас, спустя много лет, мы вновь любуемся "Турандот", то почему одному из столичных театров не показать снова "Блоху"?".
Накануне 7 ноября 1926 года Кустодиев пишет письмо-статью, обращенное к зрителю в Большом драматическом театре.
"Многоуважаемый и дорогой товарищ зритель!
Легкое нездоровье удерживает меня дома и не позволяет вместе с тобой быть на сегодняшнем спектакле, когда тебе будет показана "История Левши, русского удивительного оружейника, и как он хотел перехитрить англичан".
Эту пьесу я ставил уже в Москве для MXAT 2-го, где она идет второй сезон. Здесь "Блоха" сделана мной по другому плану, в других костюмах и гримах....
От тебя, дорогой зритель, требуется только смотреть на все это, посмеяться над приключениями Левши, полюбить его - и унести с собой веселое и светлое настроение празднично проведенного вечера. Мы делали все, чтобы оно у тебя было, и надеемся, что работа наша не пропадет даром.
С товарищеским приветом Б. Кустодиев".
Читая эти строки, написанные за полгода до смерти, ощущаешь творческий подвиг, свершавшийся художником каждодневно, ежечасно.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18 |