|
Борис Кустодиев
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18
|
Большевик. Б. Кустодиев, 1920 г. | А в двадцатых годах такие ярлыки, как "певец купцов", приносили еще дополнительные неприятности.
В двадцатые годы в ГЛАВИЗО не больно привечали творчество Кустодиева.
О нем просто забыли.
Как, впрочем, "забыли" Нестерова, В. Васнецова и других ныне признанных мастеров русской живописи.
Кустодиев мечтал увидеть свои творения в музеях, в Третьяковке, где они стали бы достоянием народа. Но отдел ИЗО не спешил показывать Кустодиева.
Вот любопытный документ - письмо художнику в ответ на его запрос о судьбе своих ныне ставших хрестоматийными полотен:
"В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из приобретенных у Вас: двух картин одна, а именно "Купчиха на балконе", отправлена в Москву в августе 1920 г., "Портрет И.Э. Грабаря" находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная... выставка музея имела целью представить современные течения в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно".
Как очевидно, Кустодиев в то время выпадал из обоймы художников от "импрессионизма до динамического кубизма включительно"! Ну, что же делать!
Ведь в те горячие дни кому-то казалось, что, ломая устои русской реалистической школы, можно на ее обломках построить дорогу в завтрашний день советской живописи.
Хотя надо заметить, что Кустодиев с первых дней революции активно включился своим творчеством в ряды художников, принявших Октябрь.
Его холсты "Степан Разин", "Большевик", "Праздник II конгресса Коминтерна" и многие другие, написанные в первые годы Советской власти, сегодня считаются классикой. А его знаменитый "Большевик" по своей героической приподнятости и великолепной символике неповторим и, пожалуй, является одним из лучших пластических воплощений революции за все прошедшие годы.
|
Ночной праздник на Неве. Б. Кустодиев, 1923 г. | "Большевик" - картина, украшающая сегодня экспозицию Третьяковской галереи. Одно из самых первых и, пожалуй, самых лучших полотен, рисующих нового хозяина Руси - народ, свершивший Великий Октябрь.
Композиция по состоянию пейзажа как бы продолжает "Февраль 17-го года". Зима, снег, солнце, синие тени.
Но насколько изменилось качество движения в картине: вместо стихийного порыва "Февраля" - чеканный шаг миллионной толпы, забившей до отказа улицы города.
Во главе народа, выше домов и звездных глав церквей - рабочий, несущий гигантский пунцовый стяг.
Фигура гиганта как бы вырастает из гущи народа, шаг его огромен, марш непобедим.
Победно звучат колера холста:
Трудно поверить, если глядеть на репродукцию картины, что это холст всего полутораметровой ширины: настолько монументален и симфоничен ритм произведения.
Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде...
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18 |