|
1-2-3-4-5-6-7-8
Город Кустодиева — тихая провинция. Изображаемая им городская жизнь существует как бы на границе города и деревни. В провинции нет разобщенности, равнодушия к судьбам себе подобных, нет раздражения, рождаемого перегруженностью больших городов. Человек не пропадает, не теряется в массе, не чувствует себя чужим и одиноким — в провинциальном городе люди дружелюбны, доброжелательны и просты.
Провинция привлекательна для Кустодиева еще и тем, что там живы и ощутимо воспринимаются традиции народной жизни, еще крепки народные устои.
В провинции люди естественны и близки к природе, а архитектура там сохраняет свой старый облик, не испорченный утилитарностью и гигантоманией современного строительства. Уютная и приветливая провинция Кустодиева будто не знает нищеты и убожества рабочих районов, которые могли быть знакомы художнику по той же старой промышленной Кинешме.
«Покой» кустодиевской провинции не взрывается ни волнениями рабочих, ни забастовками, ни «хлебными бунтами», как это было в современных художнику Петрограде или Кинешме, с которыми в основном связана его жизнь и работа. «Тишина» и «безбранность» кустодиевского провинциального города уводят к тем городам, которые созданы народным утопическим социальным сознанием.
Убеждающая своей достоверностью кустодиевская провинция, однако, одновременно с тем неподлинна, она рождена воображением художника, который создает свой вариант русского города, подчеркивая в нем одни стороны и обходя, будто не замечая их, другие. Вычеркнув из своего города промышленных рабочих, Кустодиев делает главными персонажами своих провинциальных циклов купцов и мещан. Мещанин-ремесленник, так же как и купец, рожден крестьянской средой, и в массе своей он представитель крестьянства, и именно это привлекает к нему художника.
«Маленький человек» — традиционный герой русской демократической литературы и искусства, «принят» художником в его творчестве как эстафета от Перова, Соломаткина, Попова, В. Маковского; от Гоголя и писателей «натуральной школы» (Кокорева, Одоевского, Левитова), Салтыкова-Щедрина, А. Островского, Достоевского, но осмыслен им по-своему, принципиально отлично от его предшественников. «Маленький человек» Кустодиева не унижен и не забыт, он берет в жизни свою долю радости. Кустодиев впервые столкнулся с ним, иллюстрируя в 1905 году «Шинель» Гоголя, но от его обездоленного мелкого петербургского чиновника до добродушных жителей русской провинции огромное расстояние.
|
Каменщик. Из серии "Труд", 1924 г.
|
Как бы руководствуясь тем, что «бедность не порок», они живут мирной и неторопливой жизнью, работая, веселясь на праздниках; ищут свое маленькое счастье у окошек с геранью щеголи-кавалеры, пунцовые от волнения кокетливые девушки. Зябкие старики, летом и зимой тепло одетые, внушительно и всесторонне обсуждают события текущей жизни, мирно сидя на лавочках около деревянных домов. Эти люди вписываются в картину провинциального города, без них он потерял бы все свое очарование.
Кустодиеву эти герои дороги, он видит в них течение жизни с ее повседневными заботами, радостями и печалями. Восприняв образ «маленького человека» как традиционный для отечественной культуры, Кустодиев придал ему новую окраску, переведя его существование из «минора» в «мажор», "приключив" его к тому источнику радости и веселья, который неиссякаемо пульсирет в творчестве художника. Не гнушаясь слабостями и недостатками своих героев, Кустодиев любит их и находит человеческие ценности в их несложном существовании и вкусах.
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел,— любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому»— была всегда единственным «сюжетом» моих картин»1,— писал Кустодиев в конце своей жизни.
С редкостной последовательностью исследовал Кустодиев это свое, «русское» — быт народа, его жизненный уклад, традиции, художественную культуру, национальный характер. Если искать Кустодиеву аналоги в современных ему литературе и искусстве, то можно, пожалуй, найти только двух мастеров с таким широким охватом действительности, таким углубленным общественным анализом — Максим Горький и Ромен Роллан.
Сравнение Кустодиева с Горьким позволяет видеть своеобразие и творческую индивидуальность обоих художников, их родство и их разность в кругу специфически русских проблем; сравнение с Ролланом дает возможность оценить искания Кустодиева в плане общеевропейских социальных проблем XX века. Основания для такого сравнения возникают при сопоставлении «галльской поэмы» Ромена Роллана «Кола Брюньон» и «русской поэмы», чем является в целом творчество Бориса Кустодиева. Обратим внимание, что и «Кола Брюньон», и кустодиевские «Ярмарки», «Масленицы», и «Гулянья» создавались в границах одного десятилетия — 1910-х годах, «Кола Брюньон» писался в 1913 — 1914 годах. «Кола Брюньон» и произведения Кустодиева находятся в «кровном родстве», потому что рождены одним — стремлением французского писателя и русского художника выразить душу своего народа.
1 Б.М. Кустодиев. Указ. соч. С. 181.
1-2-3-4-5-6-7-8 |