Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

1-2-3-4-5-6-7-8

Город Кустодиева — тихая провинция. Изображаемая им городская жизнь существует как бы на границе города и деревни. В провинции нет разобщенности, равнодушия к судьбам себе подобных, нет раздражения, рождаемого перегруженностью больших городов. Человек не пропадает, не теряется в массе, не чувствует себя чужим и одиноким — в провинциальном городе люди дружелюбны, доброжелательны и просты.

Провинция привлекательна для Кустодиева еще и тем, что там живы и ощутимо воспринимаются традиции народной жизни, еще крепки народные устои.

В провинции люди естественны и близки к природе, а архитектура там сохраняет свой старый облик, не испорченный утилитарностью и гигантоманией современного строительства. Уютная и приветливая провинция Кустодиева будто не знает нищеты и убожества рабочих районов, которые могли быть знакомы художнику по той же старой промышленной Кинешме.

«Покой» кустодиевской провинции не взрывается ни волнениями рабочих, ни забастовками, ни «хлебными бунтами», как это было в современных художнику Петрограде или Кинешме, с которыми в основном связана его жизнь и работа. «Тишина» и «безбранность» кустодиевского провинциального города уводят к тем городам, которые созданы народным утопическим социальным сознанием.

Убеждающая своей достоверностью кустодиевская провинция, однако, одновременно с тем неподлинна, она рождена воображением художника, который создает свой вариант русского города, подчеркивая в нем одни стороны и обходя, будто не замечая их, другие. Вычеркнув из своего города промышленных рабочих, Кустодиев делает главными персонажами своих провинциальных циклов купцов и мещан. Мещанин-ремесленник, так же как и купец, рожден крестьянской средой, и в массе своей он представитель крестьянства, и именно это привлекает к нему художника.

«Маленький человек» — традиционный герой русской демократической литературы и искусства, «принят» художником в его творчестве как эстафета от Перова, Соломаткина, Попова, В. Маковского; от Гоголя и писателей «натуральной школы» (Кокорева, Одоевского, Левитова), Салтыкова-Щедрина, А. Островского, Достоевского, но осмыслен им по-своему, принципиально отлично от его предшественников. «Маленький человек» Кустодиева не унижен и не забыт, он берет в жизни свою долю радости. Кустодиев впервые столкнулся с ним, иллюстрируя в 1905 году «Шинель» Гоголя, но от его обездоленного мелкого петербургского чиновника до добродушных жителей русской провинции огромное расстояние.

Каменщик (из серии Труд, 1924 г.)
Каменщик. Из серии "Труд", 1924 г.

Как бы руководствуясь тем, что «бедность не порок», они живут мирной и неторопливой жизнью, работая, веселясь на праздниках; ищут свое маленькое счастье у окошек с геранью щеголи-кавалеры, пунцовые от волнения кокетливые девушки. Зябкие старики, летом и зимой тепло одетые, внушительно и всесторонне обсуждают события текущей жизни, мирно сидя на лавочках около деревянных домов. Эти люди вписываются в картину провинциального города, без них он потерял бы все свое очарование.

Кустодиеву эти герои дороги, он видит в них течение жизни с ее повседневными заботами, радостями и печалями. Восприняв образ «маленького человека» как традиционный для отечественной культуры, Кустодиев придал ему новую окраску, переведя его существование из «минора» в «мажор», "приключив" его к тому источнику радости и веселья, который неиссякаемо пульсирет в творчестве художника. Не гнушаясь слабостями и недостатками своих героев, Кустодиев любит их и находит человеческие ценности в их несложном существовании и вкусах.

«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел,— любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому»— была всегда единственным «сюжетом» моих картин»1,— писал Кустодиев в конце своей жизни.

С редкостной последовательностью исследовал Кустодиев это свое, «русское» — быт народа, его жизненный уклад, традиции, художественную культуру, национальный характер. Если искать Кустодиеву аналоги в современных ему литературе и искусстве, то можно, пожалуй, найти только двух мастеров с таким широким охватом действительности, таким углубленным общественным анализом — Максим Горький и Ромен Роллан.

Сравнение Кустодиева с Горьким позволяет видеть своеобразие и творческую индивидуальность обоих художников, их родство и их разность в кругу специфически русских проблем; сравнение с Ролланом дает возможность оценить искания Кустодиева в плане общеевропейских социальных проблем XX века. Основания для такого сравнения возникают при сопоставлении «галльской поэмы» Ромена Роллана «Кола Брюньон» и «русской поэмы», чем является в целом творчество Бориса Кустодиева. Обратим внимание, что и «Кола Брюньон», и кустодиевские «Ярмарки», «Масленицы», и «Гулянья» создавались в границах одного десятилетия — 1910-х годах, «Кола Брюньон» писался в 1913 — 1914 годах. «Кола Брюньон» и произведения Кустодиева находятся в «кровном родстве», потому что рождены одним — стремлением французского писателя и русского художника выразить душу своего народа.


1 Б.М. Кустодиев. Указ. соч. С. 181.

1-2-3-4-5-6-7-8





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»