|
1-2-3-4-5-6-7-8
Герои Островского при всей их яркой и жизненной убедительности сразу определяются писателем как положительные и отрицательные, кустодиевские герои менее выражены как личности, индивидуальности, это скорее типы, но отношение к ним художника более сложно.
Многослойность купеческих образов у Кустодиева определяется наличием в них, с одной стороны, корыстно-приобретательского начала, с другой— народных жизненных устоев и эстетических представлений. Купцы Кустодиева — русское купечество докапиталистической формации со своими окладистыми бородами, долгополыми сюртуками и сапогами.
Купеческие моды были очень устойчивы. Во времена Кустодиева купцы носили и современную европейскую одежду, и сохранившиеся в своем неизменном виде купеческие костюмы, сложившиеся еще в 30—40-х годах XIX века, когда были написаны «купеческие жанры» Федотова и начал зарождаться как жанр купеческий живописный портрет, хорошо известный Кустодиеву.
Таким образом, и здесь художник не изменяет исторической правде, недаром Нестеров назвал его «историческим живописцем».
Капитализм Кустодиев-художник не приемлет в первую очередь за его космополитизм, убивающий национальное своеобразие и национальную суверенность.
Сознавая неизбежность капитализма в России и мучимый этим сознанием, Кустодиев создает в своем искусстве утопическую модель социального устройства России, где как бы обходит капитализм как современную стадию развития русской буржуазии. Не скрывая в своем искусстве социального неравенства в созданном им образе России, Кустодиев не подчеркивает его.
В произведениях художника, как в утопическом «Городе Игната», гармонически сосуществуют различные социальные слои, а купцы мирно вросли в народную среду, в жизнь провинции как своеобразный ее экономический регулятор.
|
Купчиха с покупками. 1920 г.
|
Кустодиев утопичен в своем неприятии капитализма и империализма, в своем стремлении вернуться к докапиталистическому этапу развития русской истории, но в этом он интуитивно отражает особенность развития русской буржуазии.
Не принимая капитализма в целом, Кустодиев отмечает, однако, некоторые процессы в общественном бытии России, которые В. И. Ленин рассматривал как присущие русскому капитализму — отходничество и кустарные народные промыслы в том числе художественные, получившие широкое развитие в начале XX века.
Отрицая в своем искусстве капиталистический путь развития России, Кустодиев не изображает и русский рабочий класс. Он увидел русского рабочего как героя своего искусства только в 1905 году. Тогда, в самом начале самостоятельной работы, от Кустодиева можно было ждать, что он пойдет по пути политически заостренного творчества,— такими были «Олимп», «Вступление», рисунки к «Революционному календарю», «Демонстрация», «Митинг», «Оратор».
В 1905 году изображение рабочего класса, революционного пролетариата Кустодиев понимал не только как исполнение своего гражданского, общественного долга, но и как насущную творческую задачу; недаром после Октября художник в своем «Большевике» опять обратился к образу рабочего, и в своих плакатах и книжной графике показал союз рабочего класса и крестьянства.
В 1905 году, когда Кустодиев создает свои «Путиловские рисунки», посвященные революционной борьбе питерского пролетариата, в его искусстве намечаются и контуры промышленного города — в «Демонстрации», «Митинге». Эта тема разрабатывалась художником в начале творческого пути, но получила развитие только после Октябрьской революции, когда он создавал свои панно, плакаты, картины о жизни новой России, нового социалистического общества.
|
Сапожник. Из серии "Труд", 1924 г.
|
1-2-3-4-5-6-7-8 |