Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Социальный идеал Кустодиева

1-2-3-4-5-6-7-8

Купчиха (1919 г.)
Купчиха. 1919 г.

Он воспринимал свое время во всей его сложности, противоречивости, в диалектике его развития и в тех духовных исканиях и идейной борьбе, которыми были насыщены в России предреволюционные годы, к которым так или иначе был «приключен» художник, и где у него была своя позиция.

Б.М. Кустодиев — художник глубоко общественного склада. Таким он заявил о себе в раннем творчестве, когда, только окончив Академию художеств, выступил в 1905 году с серией сатирических портретов «Олимп», разоблачавших государственный аппарат России, и «Путиловских рисунков», утверждающих интересы революционного народа; таким показал себя Кустодиев и в дни Октябрьской революции, когда одним из первых русских художников создал полотна на революционные темы («Большевик», «Праздник II Интернационала», «Праздник на Неве»).

Свидетельством общественной направленности творчества Кустодиева было вступление его в АХРР (Ассоциация художников революционной России), работа в плакате, оформление революционных празднеств, журнальная графика. Как истинно народному художнику России, Кустодиеву одному из первых было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

Но и там, где искусство Кустодиева внешне кажется общественно-индифферентным («Ярмарки», «Гулянья», «Масленицы» и «Балаганы»),— и там оно исполнено социального накала, отмечено большим смыслом.

Особенность и неповторимость искусства Кустодиева в том, что связанное кровными узами с современностью, оно не выражает ее прямо и непосредственно, не «накладывается» на явления эпохи, но отражает ее в сущностных связях и тенденциях.

Извозчик-лихач (из серии Русские типы, 1920 г.)
Извозчик-лихач. Из серии "Русские типы", 1920 г.

Предыдущая глава

1-2-3-4-5-6-7-8





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»