Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Статьи > Творчество Кустодиева в Астраханской картинной галерее

Кустодиев
Творчество Кустодиева в Астраханской картинной галерее

Особое место в собрании галереи отведено творчеству Б.М. Кустодиева. Галерея хранит более двадцати его живописных полотен. Имя замечательного русского художника Б.М. Кустодиева бесконечно дорого астраханцам. В этом городе он родился, здесь прожиты годы детства и юности. Сюда он много раз возвращался за яркими красочными астраханскими впечатлениями, положенными в основу многих его работ. Город занимал значительное место в душе художника. "Если бы ты знала, как мне хотелось в Астрахань, - писал он своей сестре из Крыма, впервые оторвавшись от родных мест, - я бы теперь и 10 Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань... Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка".

Портрет А.Н.Протасовой. 1900

Портрет А.Н.Протасовой. 1900
Холст, масло. 90x60 см

К ранним портретам художника можно отнести этюд "Головка девочки". Не менее интересен и "Портрет А.Н. Протасовой", написанный в один из приездов Кустодиева на летние каникулы в Астрахань. Портрет исполнен с вдохновением, как бы на одном дыхании, в светлой, чуть холодноватой гамме.

В 1903 году Кустодиев закончил Академию. Примечательно, что последний портрет, выполненный Кустодиевым-учеником, был посвящен П.А.Власову, астраханскому художнику, тоже выпускнику Академии. Как бы подытоживая свое ученичество и отдавая дань своему первому учителю, он рисует его портрет на цветной бумаге углем и мелом. На этом рисунке есть подпись: "Дорогому учителю от ученика Б.М. Кустодиева". Так он признает себя и по окончании Академии учеником Власова.

Портрет Наталии Илларионовны Зеленской. 1912

Портрет Наталии Илларионовны Зеленской. 1912
Холст, масло. 106x62 см

В числе живописных женских полотен из астраханской коллекции следует еще отметить "Портрет Н.И. Зеленской". Композиция портрета решена строго и просто. Стройная голубоглазая женщина с выразительным лицом и легкой полуулыбкой изображена на фоне заснеженного альпийского пейзажа. Кустодиев, будучи в Швейцарии на лечении, познакомился с астраханкой Н.И. Зеленской, которая живо напомнила ему родные сердцу места, круг знакомых.

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника. 1926

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника. 1926
Холст, масло. 111,8x89,5 см

В начале 1980-х годов галерея приобрела "Портрет Ирины Кустодиевой", дочери художника. Ирина молода, красива, элегантна. У нее плавные очертания плеч, гибкие руки с длинными пальцами и миндалевидными ногтями, свежее лицо в обрамлении золотистых волос. Художник решает сложную светотеневую задачу. Свет льется справа, освещая обнаженное плечо, а лицо полузатемнено шляпой.

Жатва. 1914

Жатва. 1914
Холст, масло. 133x133 см

С любовью пишет Кустодиев русскую природу, часто включая в нее мотивы крестьянского труда. Проста по сюжету картина "Жатва", приобретенная по каталогу П.М. Догадиным сразу же после очередной выставки. В ней есть та декоративность, без которой сам художник не мыслил себе живописи, а ее насыщенный цветовой строй придает будничной сцене праздничность.

Портрет композитора Д.В.Морозова. 1919

Портрет композитора Д.В.Морозова. 1919
Холст, масло. 98x69 см

Одна из областей, в которой талант Кустодиева проявился ярко и самобытно - портрет.

Сегодня для нас наиболее интересны портреты хорошо знакомых или дорогих художнику людей. Такие портреты, эффектные и глубокие одновременно, у Кустодиева преобладают. Особенно охотно он писал людей творческих: актеров, художников, музыкантов.

Один из них - "Портрет композитора Д. В. Морозова", подаренный астраханской галерее вдовой художника. Он был создан в 1919 году в Петербурге, в доме, а вернее, в гостиной Б.М. Кустодиева, с семьей которого музыканта связывали давние и теплые отношения.

В Государственном Русском музее хранится набросок к этому портрету, выполненный в том же, 1919 году и дающий возможность проследить ход творческих поисков.

Любопытно, что в 1920-е годы композитор Дмитрий Витальевич Морозов, произведения которого исполнялись Петербургским придворным оркестром, считался "местным" сочинителем.

В газетах Астрахани этого времени мы можем найти заметки, рассказывающие о проходивших в городе концертах с исполнением его романсов и симфонических поэм. Иногда он даже сам дирижировал астраханским оркестром. Хочется отметить, что это произведение Б.М. Кустодиева относится к числу интереснейших изображений человека в момент творчества. Морозов собран, чуть взволнован, нам передается внутренняя напряженность композитора: сейчас он дотронется до клавиш, и комната наполнится мелодичными звуками нового романса.

Летний праздник. 1923

Летний праздник. 1923
Холст, масло. 90x90 см

В галерее хранятся характерные для Кустодиева сюжетные работы, например "Летний праздник" - полотно на тему русской провинции. Патриархальные нравы и обычаи, русское провинциальное зодчество - все нашло отражение в полотне художника. Кустодиев здесь особенно ярок и наряден. Создавая великолепную цветовую гармонию, он не забывает и о занимательности сюжета. Мы вместе с ним наблюдаем сценку из старого русского быта, наполненную веселым озорством и жизнерадостностью.

Л.Ильина, Г.Петрова. "Астраханская государственная картиная галерея им. Б.М.Кустодиева". Белый город, 2002





 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»