Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Левитан И.И.: произведения


Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) наиболее полно воплотил в своём творчестве тему изменчивости и подвижности природы, её музыкальность и вариационность. Левитан являлся учеником А.К. Саврасова, у которого прошёл обучение в Московском Училище живописи ваяния и зодчества. Кисти И.И. Левитана принадлежит лирический, камерный пейзаж.

В своих полотнах Левитан не смог достичь того уровня утончённости, который был присущ полотнам французских импрессионистов. Однако если, к примеру, Клод Моне был всецело поглощён анализом цветового содержания остановившегося мгновения, то есть состоянием световоздушной среды, а следовательно, следуя собственному методу, был способен раскрыть природные изменения лишь в серии этюдов, подобно мультипликационным кадрам, то Левитан сумел передать «спрессованное время» в рамках одной картины.

Муратов в статье «Пейзаж в русской живописи» писал, что преобладание в картинах Левитана лирического начала, (в котором как таковом ничего плохого нет) над живописным содержанием картины привело всё же к заметным утратам в композиционном построении полотен. Вот почему левитановские произведения настолько далеки от образцов классической западноевропейской живописи.

Вместе с тем Муратов называет Левитана, умершего в 1900-м году, «последним мастером русского пейзажа». Он считает, что левитановская школа «не имела развития», так как она была связана с «определённой полосой русского бытия». Последователи великого художника писали преимущественно лишь «виды», которые они изучали в «Академиях», то есть любительские поверхностные жанры типа «Нахмурилось» или «Завечерело», то есть натуралистические произведения в жанре «уголкового пейзажа». Здесь Муратов имеет в виду композиционную немотивированность и фрагментарность сюжета.

Ещё одной особенностью русского пейзажного жанра является то, что он «не допускает» в сюжет картины посторонние темы, сюжеты и идеи. Если для картин западноевропейских классиков типичны «пейзажи с мифологическими руинами и фигурами», то у русских художников подобные приёмы производят впечатление неорганичных. К примеру, женская фигура в пейзаже Левитана «Осенний день. Сокольники», написанная И. С. Остроуховым, кажется чужеродной.

К произведениям Левитана приближается произведение Остроухова «Сиверко», 1890 г. Однако у Остроухова есть лишь одна подобная картина, а в творчестве Левитана – все. Поэтому написанные Левитаном произведения даже несмотря на некоторую ограниченность его метода, составили отдельную эпоху в истории русского искусства.

Золотая осень (И.И. Левитан)
Цветущие яблони (И.И. Левитан)
Сумерки. Стога (И.И. Левитан)

Осенний пейзаж (И.И. Левитан)
Левитан И.И.
Осенний пейзаж.

Весна в Италии (И.И. Левитан)
Левитан И.И.
Весна в Италии.

Осенний день (И.И. Левитан)
И.И.Левитан.
Осенний день.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
   
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт художника»