Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) наиболее полно воплотил в своём творчестве тему изменчивости и подвижности природы, её музыкальность и вариационность. Левитан являлся учеником А.К. Саврасова, у которого прошёл обучение в Московском Училище живописи ваяния и зодчества. Кисти И.И. Левитана принадлежит лирический, камерный пейзаж.
В своих полотнах Левитан не смог достичь того уровня утончённости, который был присущ полотнам французских импрессионистов. Однако если, к примеру, Клод Моне был всецело поглощён анализом цветового содержания остановившегося мгновения, то есть состоянием световоздушной среды, а следовательно, следуя собственному методу, был способен раскрыть природные изменения лишь в серии этюдов, подобно мультипликационным кадрам, то Левитан сумел передать «спрессованное время» в рамках одной картины.
Муратов в статье «Пейзаж в русской живописи» писал, что преобладание в картинах Левитана лирического начала, (в котором как таковом ничего плохого нет) над живописным содержанием картины привело всё же к заметным утратам в композиционном построении полотен. Вот почему левитановские произведения настолько далеки от образцов классической западноевропейской живописи.
Вместе с тем Муратов называет Левитана, умершего в 1900-м году, «последним мастером русского пейзажа». Он считает, что левитановская школа «не имела развития», так как она была связана с «определённой полосой русского бытия». Последователи великого художника писали преимущественно лишь «виды», которые они изучали в «Академиях», то есть любительские поверхностные жанры типа «Нахмурилось» или «Завечерело», то есть натуралистические произведения в жанре «уголкового пейзажа». Здесь Муратов имеет в виду композиционную немотивированность и фрагментарность сюжета.
Ещё одной особенностью русского пейзажного жанра является то, что он «не допускает» в сюжет картины посторонние темы, сюжеты и идеи. Если для картин западноевропейских классиков типичны «пейзажи с мифологическими руинами и фигурами», то у русских художников подобные приёмы производят впечатление неорганичных. К примеру, женская фигура в пейзаже Левитана «Осенний день. Сокольники», написанная И. С. Остроуховым, кажется чужеродной.
К произведениям Левитана приближается произведение Остроухова «Сиверко», 1890 г. Однако у Остроухова есть лишь одна подобная картина, а в творчестве Левитана – все. Поэтому написанные Левитаном произведения даже несмотря на некоторую ограниченность его метода, составили отдельную эпоху в истории русского искусства. |
|