Ранняя классика: рельефы
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н. э.) занимает декоративная скульптура. Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Одним из выдающихся произведений раннеклассического периода стал рельеф с изображением рождения из морской пены Афродиты. Тонкий, фактически прозрачный хитон пробудившейся Афродиты влажен. Его ткань, прилипшая к телу, повторяет формы прекрасной богини. Если в таких скульптурах периода архаики, как Гера Самосская или Артемида Делосская одежда являлась скрывавшей тело преградой, то здесь она видится как отзвук рельефа фигуры – «эхо человеческого тела». В камне мастеру удалось выразить таинственную и радостную, лирически-возвышенную сущность чувства, которое зачастую являлось предметом внимания древних скульпторов, поэтов и живописцев. Все они воспевали любовь:
"Долгая ночь, середина зимы, и заходят Плеяды,
Я у порога брожу, вымокший весь под дождем,
Раненый жгучей страстью к обманщице этой...
Киприда бросила мне не любовь - злую стрелу из огня".
В характере данного рельефа ощущается очарование и нежность. В облике Афродиты нет ни торжественного величия, ни любовной неги, свойственной более поздним изваяниям. В облике её скорее выделяются властность, уверенность, решительность. Таким сделали её образ время и стиль, и это придаёт ей особое очарование.
Метафорическое полотно поэтического образа начинают сопровождать реальные элементы пейзажа. Чтобы убедить зрителей в реальности происходящего, мастер изображает у подножия харит прибрежную морскую гальку.
Две женщины изображены на боковых рельефах. Они приносят только что пришедшей в этот мир богине свои дары.
Новобрачная, закутанная в одежды и находящая у высокой курильницы, посыпает ароматными травами огонь жертвенника. Замкнутая и строгая, она погружена в священнодействие, сливаясь чувствами с богиней. Она словно ушла мыслями в царство недосягаемого и возвышенного.
Женщина, приносящая жертву. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|
Рождение Афродиты. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|
Девушка, играющая на флейте. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм.
|